КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СВМФК 090

«ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОГО АУДИТА»

(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края от 13.10.2020 № 25)

р.п. Тальменка

                                                   2020 год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения....................................................................................... 3

2. Содержание финансового аудита............................................................... 3

3. Подготовительный этап финансового аудита............................................ 4

4.3. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете,

бюджетной и иной финансовой отчетности ……………………………..………7

4.4. Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов……………………………………………………………….……………...…8

4.6. Общие вопросы оценки доказательств и оформление акта о результатах финансового аудита……………………………………………………………….10


1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК «Общие правила проведения и оформления результатов финансового аудита» (далее - Стандарт) подготовлен в целях реализации ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и предназначен для методологического обеспечения контрольной деятельности Контрольно-счетнойпалатыТальменского района (далее – КСП).

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)), с типовым СФК «Общие правила проведения и оформления результатов финансового аудита», утвержденным решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума Союза МКСО от 30.11.2018 № 6 (63) п. 20.2).

1.3. Стандарт разработан на основе СФК 103 «Проведение финансового аудита», утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 09.11.2012 № 48К (881)).

1.4. Целью Стандарта является определение содержания и единых требований к организации и проведению финансового аудита.

1.5. Задачей Стандарта является установление общих правил и требований, которые должны выполняться Контрольно-счетной палатой Тальменского района при организации и проведении финансового аудита.

1.6. Положения Стандарта применяются при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании муниципальных средств.

2. Содержание финансового аудита

2.1. Финансовый аудит (контроль) (далее - финансовый аудит) -документальные проверки Контрольно-счетной палаты Тальменского района ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности (далее – отчетность), законности и целевого использования муниципальных средств и муниципальной собственности, обоснованности и полноты формирования (поступления) доходов бюджетов.

При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

2.2. Финансовый аудит включает:

- проверку финансовых и хозяйственных операций, включая оценку их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку целевого характера использования муниципальных средств и муниципальной собственности;

- проверку ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, оценку достоверности отчетности объекта контроля;

- оценку того, насколько деятельность, активы и обязательства, операции, изменяющие указанные активы и обязательства, отраженные в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, соответствуют законам и иным нормативным правовым актам;

- анализ системы внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).

2.3. Задачами финансового аудита являются определение законности и целевого использования муниципальных средств и муниципальной собственности, а также правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности доходов и расходов бюджета, правомерности операций с источниками финансирования дефицита бюджета.

2.4. Предметом финансового аудита является процесс формирования и использования муниципальных средств и муниципальной собственности.

При финансовом аудите предметами контроля могут являться решения и процесс управления финансами в рамках исполнения бюджетов.

2.5. Объектами контроля при проведении финансового аудита являются органы местного самоуправления, муниципальные органы, муниципальные учреждения и предприятия, иные организации, на которые распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты в соответствии с частью 3 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате Тальменского района, утвержденного решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 № 240.

3. Подготовительный этап финансового аудита

3.1. Подготовка финансового аудита проводится в соответствии с правилами, определенными стандартом СВМФК 002 «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия», утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района от 10.08.2020 № 5 и осуществляется посредством изучения специфики объекта контроля и условий его деятельности, необходимых для подготовки вопросов программы.

3.2. Для изучения специфики объекта контроля и условий его деятельности определяются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок и особенности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, бюджетной и иной финансовой отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.3. Для выбора целей финансового аудита и вопросов проверки проверяющие должны:

- получить необходимую информацию о деятельности внутреннего контроля;

- выявить области, наиболее значимые для проверки;

- определить уровень существенности;

- оценить риски.

3.4. Оценка системы внутреннего контроля является неотъемлемой частью изучения специфики объекта контроля.

При оценке системы внутреннего контроля оценивается риск того, что система контроля может не предотвратить либо не выявить несоответствие установленным требованиям. В этом случае должны быть спланированы дополнительные контрольные процедуры.

Сведения, полученные на основании оценки состояния внутреннего контроля, помогут определить уровень его достоверности и на этом основании - необходимый объем подлежащих выполнению контрольных действий и процедур контрольного мероприятия.

3.5. Выявление областей, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.

3.6. Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контроля способны оказать существенное влияния на достоверность его финансовой отчетности, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.

Уровень существенности – предельное значение ошибок, отклонений и отражений показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерской и бюджетной отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь с большей степенью вероятности не может использовать показатели бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности при оценке использования муниципальных средств объектом контроля и перестанет быть в состоянии делать на их основе правильные выводы (принимать решения).

3.7. Оценка рисков заключается в том, чтобы определить существуют ли какие-либо факторы (действия, события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование муниципальных средств в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования муниципальных средств и имущества.

3.8. По результатам предварительного изучения объекта контроля в соответствии с выбранными целями и вопросами проверки определяются содержание, объем и сроки проведения контрольных процедур на объектах контроля и в установленном порядке составляется программа проведения контрольного мероприятия.

3.9. На этом этапе необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия.

4. Основной этап финансового аудита

4.1. Анализ бюджетной и иной финансовой отчетности

4.1.1. В ходе финансового аудита проверяющим следует проанализировать отчетность для получения необходимой информации, позволяющей сделать определенное заключение.

4.1.2. Анализ отчетности предназначен для выявления наличия или отсутствия необходимых элементов отчетности, каких-либо противоречий между ее различными элементами, любых неправомерных решений.

При анализе отчетности проверяющие должны убедиться в том, что:

- отчетность подтверждена данными бухгалтерского (бюджетного) учета, при этом необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие расхождений между данными регистров бухгалтерского (бюджетного) учета, утвержденных по установленным формам и применяемых объектами контроля;

- все элементы отчетности раскрыты в необходимом объеме и представлены надлежащим образом.

4.1.3. Методы и способы проведения финансового аудита зависят от области проведения и цели финансового аудита.

4.2. Проверка достоверности бюджетной и иной

финансовой отчетности

4.2.1. Достоверность отчетности позволяет пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать обоснованные решения на основании сделанных выводов.

Отчетность является достоверной, если по результатам контрольного мероприятия установлено, что она содержит соответствующую информацию обо всех проведенных финансово-хозяйственных операциях, подтвержденных первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, установленными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации.

4.2.2. Проверка отчетности проводится в целях выявления условий или событий, приведших к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При анализе отчетности должно учитываться, что в учете и отчетности могут быть ошибки и нарушения, которые остались не выявленными по следующим причинам:

применения выборочных методов контрольного мероприятия, что не позволяет выявить искажения в полной мере;

неэффективности системы бухгалтерского (бюджетного) учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающей ошибок;

наличия доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

4.2.3. При проверке достоверности отчетности необходимо установить, отвечает ли она требованиям целостности, последовательности и сопоставимости:

- целостность - это включение данных о всех финансовых и хозяйственных операциях;

- последовательность - содержание и формы отчетности не должны изменяться без законных на то оснований в последующие отчетные периоды;

- сопоставимость - это наличие данных по каждому показателю за проверяемый период деятельности объекта контроля, но не менее чем за два года - предыдущий и отчетный, или сопоставление факта с планом (прогнозом).

4.2.4. Для подтверждения достоверности отчетности проверяющие должны определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверены и документально подтверждены их наличие и состояние.

4.2.5. В ходе проведения финансового аудита проверяющие должны получить доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства объекта контроля.

4.2.6. При выявлении количественных искажений (занижение и завышение показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности) их сумма должна учитываться и сравниваться с принятым уровнем существенности. Проверяющий оценивает, по своему профессиональному суждению, то, что является существенным.

4.3. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете,

бюджетной и иной финансовой отчетности

4.3.1. В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов проверяющие должны учитывать риск искажений в отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.

4.3.2. Ошибка–это непреднамеренное искажение отчетности, включая неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации, в том числе:

- неправильные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась отчетность;

- неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

- недостатки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию информации.

4.3.3. Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникать в процессе составления отчетности и (или) в результате недостоверного отражения использования активов.

Необходимо учитывать, что в процессе составления отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении отчетности считаются:

- изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется отчетность;

- неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

- нарушение принципов регулирования бухгалтерского учета.

Недостоверное отражение использования активов может быть осуществлено различными способами, в том числе в результате совершения противоправных действий в сфере обращения с муниципальными средствами, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостач или хищений материальных и денежных средств.

4.3.4. При проведении проверки необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего контроля могут указывать следующие обстоятельства:

- попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;

- задержки в предоставлении запрошенной информации;

- необычные финансовые и хозяйственные операции;

- наличие документов, исправленных или составленных вручную при их подготовке средствами вычислительной техники;

- хозяйственные операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля;

- отсутствие выверки счетов бухгалтерского (бюджетного) учета и другие.

Исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств должны осуществляться процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.

4.3.5. При обнаружении искажений и выявлении признаков наличия преднамеренных действий, приводящих к искажению, необходимо провести дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.

При этом необходимо исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

4.3.6. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, приведших к искажению отчетности, а также содержащих признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, проверяющие должны предпринять все необходимые действия в соответствии с положениями СФМФК 002 «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».

4.4. Проверка соблюдения законов и иных нормативных

правовых актов

4.4.1. При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальных средств и муниципальной собственности, а также выполнения требований нормативных правовых актов, которые определяют форму и содержание бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.

При этом необходимо исходить из того, что несоблюдение положений законов и других нормативных правовых актов может оказать существенное влияние на результаты использования объектом контроля муниципальных средств, его финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в финансовой отчетности.

4.4.2. При проведении оценки вероятности несоблюдения объектом контрольного мероприятия нормативных правовых актов еще на стадии подготовки к проведению финансового аудита следует определить наличие и влияние таких факторов, как сложность или противоречивость существующих правовых норм, принятие новых нормативных правовых актов, частое внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности объекта контроля.

Необходимо также установить, имеет ли объект систему внутреннего контроля, способную предотвратить или выявить имеющиеся нарушения нормативных правовых актов. Наличие такого контроля и его действенность должны учитываться при определении объема процедур по проверке соблюдения требований нормативных правовых актов в ходе финансового аудита.

4.4.3. В зависимости от целей и вопросов программы контрольного мероприятия в ходе проведения финансового аудита проверяется соблюдение объектом контроля норм налогового и бюджетного законодательства, установленного порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансового отчетности, а также положений нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальной собственности.

4.4.4. В ходе проведения финансового аудита проверяющие должны определить нарушает ли какое-либо действия или бездействие руководителей или сотрудников объекта контроля положения нормативных правовых актов. При этом следует иметь ввиду, что отдельные факты их несоблюдения могут быть связаны с ошибками, допущенными в финансовой отчетности, то есть являются результатом непреднамеренных действий. В то время как другие факты могут содержать признаки злоупотреблений и иных противоправных деяний.

4.5. Выявление признаков незаконных действий

4.5.1. Выявление незаконных действий (бездействия), имеющих признаки состава преступления, влекущие за собой уголовную ответственность, обычно основной целью проведения финансового аудита не являются, однако проверяющие обязаны включать факторы риска, связанного с возможным нарушением уголовного законодательства, в свою работу по оценке рисков и отслеживать их при выполнении контрольных действий.

4.5.2. Если при проведении финансового аудита проверяющие сталкиваются с фактами несоответствия требованиям, указывающими на признаки незаконных действий (бездействия), они действуют так, чтобы не создать препятствий в деятельности правоохранительных и судебных органов при проведении ими проверки выявленных фактов.

4.5.3. Проверяющим следует иметь в виду, что может иметь место сговор между руководством объекта контроля, сотрудниками или третьими лицами либо фальсификация документов в целях сокрытия незаконных действий (бездействия).

4.5.4. Если подозрение в незаконных действиях (бездействии) возникает во время проведения финансового аудита, проверяющие действуют в соответствии с требованиями СВМФК 002 «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».

4.6. Общие вопросы оценки доказательств и оформление акта

о результатах финансового аудита

4.6.1. Перед составлением акта о результатах финансового аудита проверяющие оценивают, являются ли полученные доказательства достаточными и надлежащими, с тем, чтобы сократить риски финансового аудита.

4.6.2. Полученные доказательства оцениваются проверяющими с учетом их значимости в целях выявления фактов несоответствия установленным требованиям.

4.6.3. Проверяющим следует оценивать, существует ли на основании полученных доказательств уверенность в том, что информация по предмету финансового аудита по всем существенным вопросам соответствует нормам и требованиям законодательства.

4.6.4. Проверяющие, оценивая, что является существенным несоответствием требованиям, учитывают обстоятельства конкретного дела, а также количественные и качественные характеристики соответствующих финансовых и хозяйственных операций или вопросов.

4.6.5. Для определения, является ли несоответствие требованиям существенным или нет, во внимание принимаются следующие факторы:

- значимость соответствующих цифровых показателей (денежные суммы, иные количественные показатели, например, длительность просрочек и т.д.);

- обстоятельства;

- характер и причина несоответствия;

- возможные результаты и последствия несоответствия;

- актуальность соответствующих программ;

- масштаб или финансовое выражение несоответствия требованиям.

4.6.6. В ходе оценки доказательств и формулирования результатов проверки допускается получение письменных объяснений от сотрудников объектов контроля в подтверждение доказательств, полученных проверяющими.

4.6.7. Работа на объекте финансового аудита завершается обобщением и оценкой результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию муниципальных доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной отчетности для их отражения в акте проверки.

4.6.8. В акте проверки наряду с определенными соответствующим стандартом положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки.

4.6.9. Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. В случае если объектом контроля в ходе проведения финансового аудита устранены ошибки и искажения, в акте отражаются замечания с указанием принятых мер.

4.6.10. По результатам проверки проверяющие фиксируют в акте насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, а также вы какой мере отчетность объекта контроля отражает его финансовое положение.

4.6.11. Общий порядок составления акта по результатам контрольного мероприятия приведен в СВМФК 002 «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».

5. Заключительный этап финансового аудита

5.1. При составлении отчета о результатах финансового аудита (отчета о результатах контрольного мероприятия) (далее - отчет о результатах финансового аудита) необходимо обеспечить полноту и объективность излагаемых фактов.

5.2. Отчет о результатах финансового аудита должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля, выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия, включая потенциальные последствия и рекомендации.

5.3. Отчет о результатах финансового аудита может при необходимости включать предложения (рекомендации), предназначенные для улучшения ситуации в проверяемой сфере.

5.4. Общий порядок составления отчета о результатах финансового аудита приведен в СВМФК 002 «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».

5.5. Процесс контроля результатов представляет собой обеспечение эффективной реализации предложений Контрольно-счетной палаты Тальменского района по устранению выявленных предыдущими проверками нарушений и недостатков, а также необходимой обратной связи с объектом контроля, пользователями отчета при планировании будущих контрольных мероприятий.

Joomla templates by a4joomla