Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта решения Совета депутатов Шишкинского сельсовета «О бюджете Шишкинского сельсовета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
Проект решения соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и иным нормативно правовым актам Российской Федерации, Алтайского края, Тальменского района и Шишкинского сельсовета, направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджета сельского поселения, но имеются замечания, которые устранялись в ходе проведения экспертизы.
В ходе экспертизы выборочно проверены нормативные правовые акты поселения: рекомендовано внести дополнения и изменения: в Положение о резервном фонде Администрации сельсовета, в Положение и бюджетном процессе и финансовом контроле, в Порядок составления проекта бюджета Администрации Шишкинского сельсовета, в План мероприятий по подготовке проекта бюджета Шишкинского сельсовета Тальменского района на 2025 год.
Во исполнение ст. 36 Бюджетного кодекса РФ «Принцип прозрачности (открытости)» проект решения СД о бюджете сельсовета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов размещен на официальном сайте поселения 27.11.2024, но без приложений, проект бюджетного прогноза до 2030 года не размещен в нарушение ст. 36 БК РФ.
Дата публичных слушаний установлена во исполнение п. 2.8 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на 02.12.2024.
Прогноз СЭР разработан в одном варианте (базовом), не соответствует форме рекомендуемой для разработки прогноза СЭР на среднесрочный период Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.03.2019 № 124, не содержит пояснительной записки. В нарушение ст. 13 Федерального закона № 172-ФЗ проекты документов стратегического планирования не вынесены на общественное обсуждение. В нарушение части 2 статьи 173 Бюджетного кодекса РФ отсутствует Порядок разработки Прогноза СЭР Шишкинского сельсовета.
Представленное ожидаемое исполнение на 2024 год по расходам составлено в нарушение Приказа Минфина России от 24.05.2022 № 82 н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения». Указаны замечания по расходной части бюджета поселения при прогнозе исполнения до конца 2024 года. При проверке планового фонда оплаты труда ожидаемого исполнения на 2024 год по выборному должностному лицу превышение установлено на сумму 4,9 тыс. руб.
Указаны замечания в текстовую часть проекта решения СД (ст. 1, ст. 3, ст. 4) и Приложения №№ 3-4, рекомендовано разработать Приложения №№ 7, 8 и 9.
Документы и материалы к проекту бюджета, требуемые в соответствии со статьями 184.1 и 184.2 БК РФ представлены не в полном объеме.
В доходной части бюджета поселения на 2025-2027 годы отсутствуют поступления от туристического налога, вводимого НК РФ с 01.01.2025 года, и введенного на территории поселения с 01.01.2025 решением СД Шишкинского сельсовета от 17.10.2024 № 09 в связи с отсутствием объекта обложения, включенного в реестр классифицированных средств размещения.
В текстовой части проекта решения СД, в том числе, учтен объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов на 2026 год и на 2027 год, во исполнение ст. 184.1 БК РФ условно утверждаемые (утвержденные) расходы внесены в Приложения к проекту решения после замечаний КСО.
Поступления средств из федерального и краевого бюджетов не учтены в проекте решения о бюджете поселения в соответствии с МБТ, учтенными в проекте краевого бюджета к первому чтению, приняты в иных значениях (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств краевого бюджета, субвенция на осуществление полномочий по первичному воинскому учету за счет средств федерального бюджета).
Проектом решения на 2025-2027 годы прогнозируется рост собственных доходов бюджета поселения к 2027 году в сравнении с первоначальным решением на 2024 год и ожидаемым исполнением на 2024 год и увеличение объема безвозмездных поступлений. Проект решения не предусматривает дополнительные поступления в 2026 и 2027 гг. в связи с увеличением ставки налога на имущество физических лиц с 01.01.2025 в три раза.
Проект решения СД о бюджете предусматривает в 2025-2027 годах рост общего объема доходной и расходной частей бюджета поселения по отношению к ожидаемому исполнению параметров бюджета в 2024 году.
Анализ структуры доходов бюджета поселения показывает, что к 2027 году доля налоговых доходов снизится до17,6 %, а доля безвозмездных поступлений возрастет до 82,2 %.
Проект решения предусматривает в доходной части поселения межбюджетные трансферты в соответствии с заключенными соглашениями о передачи части полномочий муниципального района на Шишкинский сельсовет на 2025-2027 годы, тогда как на дату экспертизы Соглашения не заключены, проекты Соглашений отсутствуют.
Расходы, отраженные в проекте бюджета, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов), но не в полной мере соблюдены требования статьи 21 БК РФ, имеются замечания в части отражения ассигнований на дорожную деятельность в 2025-2027 годах за счет средств муниципального дорожного фонда района.
К анализу проекта бюджета не представлен проект МПА Администрации «Об утверждении перечня и правил применения целевых статей расходов бюджета поселения на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Основная доля в общем объеме расходов в разрезе подразделов в 2025-2027годы приходится на общегосударственные вопросы (74.6.0%-77%-76.6%), на культуру (7.9%, 8 % и 8.2% соответственно)и национальная экономика 5,4 %-5,7%-5,9%.
Администрацией сельсовета не представлены в полном объеме в Контрольно-счетную палату обоснования показателей проекта бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (нет расчетов по ЖКУ, обязательным платежам в бюджет), не представлены проекты штатных расписаний на 2026-2027 годы.
Выборочно проведена оценка планируемых расходов на обеспечение расчетов с работниками Шишкинского сельсовета (по проектам штатных расписаний на 2025 год).. Превышение норматива формирования расходов на оплату труда (с учетом МРОТ 25806 руб.) по муниципальному служащему и выборному должностному лицу на 2025 год отсутствует, тогда как установлена недостаточность ассигнований на ФОТ главного специалиста в сумме 2,4 тыс. руб. ежегодно.
Анализом направления расходов бюджета на 2025-2027 год установлено, в 2025-2027 году предусмотрен рост ассигнований на закупочную деятельность от первоначального бюджета на 2024 год к 2027 году на 17,4 %, на оплату труда – на 7,6 %, снижение обязательных платежей в бюджет составит 7,6 %.
Представлен реестр расходных обязательств сельсовета, который составлен в нарушение Приказа Минфина России от 03.03.2020 № 34н «Об утверждении Порядка, форм и сроков представления реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».
Расходная часть проекта решения о бюджете составлена в «непрограммном» формате, отсутствуют муниципальные программы сельсовета, планируемые к реализации в 2025-2027 годы, проект решения не содержит ассигнований на реализацию ППМИ.
Состав ПНО в проекте бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов включает 1 публичное нормативное обязательство по разделу «Социальная политика».
Плановые бюджетные назначения резервного фонда, сформированного на 2025-2027 годы, предусмотрены в размере 1,0 тыс. рублей ежегодно, что учтено в текстовой части проекта решения о бюджете поселения.
При формировании проекта бюджета соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ по размеру дефицита бюджета, объему муниципального долга, предельному объему заимствований.
Проект бюджета содержит следующие основные характеристики: прогнозируемый общий объем доходов бюджета на 2025 год в сумме 4423,6 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 3639,3 тыс. руб.; прогнозируемый общий объем расходов бюджета в сумме 4423,6 тыс. руб.; дефицит (профицит) бюджета в сумме 0,0 тыс. руб.; на 2026 год в сумме 4451,3 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 3656,9 тыс. руб.; прогнозируемый общий объем расходов бюджета в сумме 4451,3 тыс. руб.; дефицит (профицит) бюджета в сумме 0,0 тыс. руб.; на 2027 год в сумме 4525,1 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 3720,3 тыс. руб.; прогнозируемый общий объем расходов бюджета в сумме 4525,1 тыс. руб.; дефицит (профицит) бюджета в сумме 0,0 тыс. руб.
Согласно проекту решения из бюджета поселения в районный бюджет предусмотрено направить в виде межбюджетных трансфертов 1,0 тыс. руб. ежегодно на осуществление переданных полномочий контрольно-счетного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2025-2027 годы согласно заключаемому соглашению, тогда как отсутствуют межбюджетные трансферты бюджету муниципального района на осуществление части бюджетных полномочий поселения в 2025-2027 годы.
Контрольно-счетным органом рекомендовано доработать проект местного бюджета, учесть объемы межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов в размере, предусмотренном законопроектом о краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, проектом решения Тальменского РСНД «О бюджете Тальменского района на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», разработать отсутствующие материалы, предоставляемые вместе с проектом местного бюджета, разработать методику передачи иных МБТ муниципальному району на выполнение части бюджетных полномочий поселения, заключить Соглашение о передаче части бюджетных полномочий муниципальному району, внести изменения в текстовую часть проекта решения и Приложения по доходам и расходам бюджета.
Заключение направлено разработчику проекта решения и в Совет депутатов сельсовета.