Контрольное мероприятие проведено в соответствии с запросом Счетной палаты Алтайского края от 15.02.2021 № 81/П/135 согласно пункту 1.3.5.1 Плана работы Счетной палаты Алтайского края на 2021 год, решением о проведении совместного контрольного мероприятия Счетной палатой Алтайского края и Контрольно-счетной палатой Тальменского района Алтайского края от 05.07.2021, распоряжениями председателя контрольно-счетного органа от 09.07.2021 № 48, от 19.07.2021№ 49, от 11.08.2021 № 52.

Цели контрольного мероприятия: 1. Анализ процедуры планирования и распределения средств школьной субвенции в муниципальные общеобразовательные учреждения Тальменского района.

1.1. Анализ муниципальных правовых актов по формированию и использованию средств школьной субвенции органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования.

1.2. Проверка включения муниципальных правовых актов по формированию и использованию средств школьной субвенции в реестры расходных обязательств муниципального образования, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере образования.

1.3. Проверка идентичности показателей (индикаторов), применяемых в Соглашениях, заключенных органами местного самоуправления с Правительством Алтайского края в сфере оказания услуг по общему образованию, муниципальных целевых программах в области образования, муниципальных заданиях, доводимых до общеобразовательных учреждений (с составлением сравнительной таблицы).

1.4. Анализ распределения средств школьной субвенции между муниципальными общеобразовательными учреждениями, исходя из нормативов, утвержденных Министерством образования Алтайского края и фактической численностью обучающихся на начало учебного года, определяемой на основании локального акта муниципальных общеобразовательных учреждений о зачислении (отчислении) обучающихся.

2. Проверка целевого характера использования средств школьной субвенции на реализацию общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тальменского района Алтайского края, а также исполнение учредительного контроля за их использованием.

2.1. Выборочная проверка полноты и качества учредительного контроля за использованием средств школьной субвенции, в том числе за выполнением муниципальных заданий, эффективностью и результативностью деятельности общеобразовательных учреждений и их руководителей.

2.2. Анализ структуры расходов, производимых за счет школьной субвенции в общеобразовательных учреждениях, в том числе структуры фонда оплаты труда (базовой части оплаты труда, стимулирующих выплат за качество и результаты труда, компенсационных выплат в процентном отношении от общего фонда оплаты труда) в разрезе общеобразовательных учреждений Тальменского района.

2.3. Анализ уровня средней заработной платы педагогических работников Тальменского района в сравнении со средней заработной платой в Алтайском крае.

2.4. Анализ выполнения показателей объема муниципальной услуги и качественных показателей муниципального задания. Определить изменялся ли объем финансового обеспечения муниципального задания при невыполнении (перевыполнении) количественных и качественных показателей муниципального задания.

2.5. Проверка наличия ответственности руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений за невыполнение показателей муниципального задания в Соглашениях о порядке и условиях предоставления субсидии бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

2.6. Проверка соблюдения требований Федерального закона от 5 апреля 2013года № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении муниципальных контрактов при закупке учебных расходов за счет средств школьной субвенции (выборочно).

Предмет контрольного мероприятия: муниципальные правовые акты и иные распорядительные документы, а также финансовые, бухгалтерские, статистические, разрешительные, исполнительные, отчетные и иные документы, связанные с деятельностью по соблюдению требований (положений) правовых актов и распорядительных документов, регулирующих формирование и использование средств субвенции краевого бюджета на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее – «школьная субвенция»), а также с деятельностью отдела образования Администрации Тальменского района, муниципальных общеобразовательных учреждений Тальменского района по планированию и использованию средств школьной субвенции.

Объект (объекты) контрольного мероприятия: отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края, муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования на территории Тальменского района (выборочно).

Срок проведения контрольного мероприятия - с 12.07.2021 по 19.07.2021, с 27.07.2021 по 12.08.2021, с 17.08.2021 по 24.08.2021.

Проверяемый период деятельности: 2020 год, формирование на
2021 год.

Акты, заключения, справки, использованные в отчете: по результатам проверки оформлен акт от 24.08.2021 № 34 в отношении отдела образования Администрации Тальменского района, а также МБОУ «Новоозерская СОШ», МБОУ «Тальменская СОШ № 5», МКОУ «Тальменская СОШ № 1» (по результату выборочных и встречных проверок), с которым ознакомлены заведующий отдела образования, главный бухгалтер отдела образования, главный экономист отдела образования, директор МБОУ «Новоозерская СОШ», директор МБОУ «Тальменская СОШ № 5», директор МКОУ «Тальменская СОШ № 1»; акт от 24.08.2021 считается подписанным без возражений и замечаний, так как на 31.08.2021 (акт получен объектом проверки 24.08.2021) они не представлены согласно части 6 статьи 10 Положения о Контрольно-счетной палате Тальменского района Алтайского края (по истечении пяти дней с момента получения акта); в отдел образования направлено представление об устранении нарушений от 30.08.2021 № 12.

Проверка проведена выборочным методом по документам, представленным отделом образования, муниципальными общеобразовательными учреждениями Тальменского района (в том числе: МБОУ «Тальменская СОШ №5», МКОУ «Тальменская СОШ № 1», МБОУ «Новоозерская СОШ»). Заполнение Таблиц №№1 - 12, направленных Счетной палатой Алтайского края, произведено ответственными лицами отдела образования Администрации Тальменского района (главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, главным экономистом).

Уведомление о проведении контрольного мероприятия направлено заведующему отделом образования Администрации Тальменского района Е.В. Рожкову 15 июня 2021 № 4. Дополнительно в ходе проведения мероприятия направлялись запросы в муниципальные общеобразовательные учреждения района в рамках встречных проверок, а также выборочных проверок по некоторым вопросам программы контрольного мероприятия (исх. от 29.07.2021 №№ 114-126, от 16.08.2021 №№ 131-132,от 23.08.2021 № 134).

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами исполнительной власти Алтайского края.

Отдел образования Администрации Тальменского района (далее – отдел образования) является органом Администрации Тальменского района, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий Администрации Тальменского района в сфере образования. Отдел образования действует на основании Положения об отделе образования Администрации Тальменского района, утвержденного решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 13.02.2014 № 182 (в ред. от 25.08.2017 № 12). Отдел образования является муниципальным казенным учреждением, наделен правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю, печать с изображением герба Российской Федерации, другие печати и штампы, а также бланки со своим наименованием. Отдел образования осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций Тальменского района. Осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.

В проверяемом периоде и по настоящее время заведующим отделом образования Администрации Тальменского района является Рожков Евгений Викторович, тел. 8(38591) 2 72 66.

Ведение бухгалтерского учета в проверяемом периоде и по настоящее время осуществляет централизованная бухгалтерия отдела, которую возглавляет главный бухгалтер отдела образования Лошманова Татьяна Владимировна, тел. 8 (38591) 2 18 15.

Главный экономист отдела образования в проверяемом периоде и по настоящее время - Стрикалова Лариса Николаевна (с 08.10.2019), тел. 8 (38591) 22692.

Функции по финансированию общеобразовательных учреждений Тальменского района, а также по ведению бухгалтерского учета, контролю и целевым использованием средств, составлением бюджетной отчетности, составлением бюджетных смет, контролю за правильным проведением тарификации педагогических работников образовательных учреждений, возложены на централизованную бухгалтерию отдела образования (далее – ЦБ отдела) частью 4.4 Положения об отделе образования Администрации Тальменского района на основании заключенных договоров на расчетно-кредитное обслуживание (подпункт д) пункта 1 части 4.4., часть 6.7. Положения об отделе образования). Основную деятельность ЦБ отдела осуществляет в соответствии с Положением, утверждаемым заведующим отдела (пункт 4 части 6.6.Положения об отделе).

Сеть муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального района представлена 13 муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее – ОУ). По своей организационно-правовой форме ОУ являются как муниципальными казенными общеобразовательными учреждениями (11), так и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями (2). Все учреждения аккредитованы, имеют лицензию на право проведения образовательной деятельности. По состоянию на 20 сентября 2020 года (по данным АИС «Сетевой город. Образование») в общеобразовательных учреждениях района обучалось 5189 учащихся.

Выборочная проверка локальных актов образовательных учреждений на перевод, выбытие и зачисление, отчисление учащихся на 2019/2020 учебный год отклонений не установила. Численность учащихся соответствует информации с АИС «Сетевой город. Образование» по наполняемости классов. Также выборочно произведена проверка численности детей-инвалидов, отклонений не установлено.

Численность учащихся на 01.09.2019 для расчета субвенций на 2020 год завышена на 5 чел. (5292 чел., при численности, принятой к распределению субвенции отделом образования, 5287 чел.) На 5 чел. в 2020 году учебно-хозяйственные расходы за счет субвенции краевого бюджета в сумме 7,0 тыс. руб. излишне направлены в муниципальный район, а также на ФОТ по нормативу.

Проверкой установлено, расчеты распределения субвенции школ за счет средств краевого бюджета на оплату труда на 2020 и на 2021 год произведены формально, фактически средства доводятся до ОО по потребности на фонд оплаты труда (на основании утвержденных тарификаций и штатных расписаний) и распределения учебно-хозяйственных расходов от численности учащихся.

Частью 1.8. Примерного положения об оплате труда от 20.06.2019 установлено, что общеобразовательным организациям (далее – ОО) необходимо обеспечить предельную долю расходов на оплату труда работников административно-управленческого персонала (далее – АУП), вспомогательного и обслуживающего персонала в фонде оплаты труда не более 30 процентов.

В нарушение части 2.1 Примерного положения об оплате труда от 20.06.2019 на 2020 и на 2021 год не утверждены постановлениям Администрации Тальменского района: коэффициенты удорожания образовательной услуги по видам классов и формам обучения, поправочные коэффициенты.

Главным распорядителем средств бюджета Тальменского района – отделом образования Администрации района в проверяемый период РРО на 2020, 2021 год не формировался, в финансовый орган муниципального района не представлялся.

За 2020 год не выполнен показатель «доля обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях» на 1,7%, по данным отдела образования показатель «доля обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях» выполнен на 100% и составил 84,2 %,тогда как показатель «доля обучающихся 1-11 классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся 1-11 классов» перевыполнен на 20 % по данным экономического отдела Администрации района или на 6% по данным приказа отдела образования Тальменского района.

Не идентичен индикатор (показатель) утвержденный муниципальной программой «Развитие образования в Тальменском районе» на 2020-2024 годы «удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего), индикатору согласно Соглашению между Правительством Алтайского края и Администрацией Тальменского района «доля обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных».

Главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) не выполнялись полномочия по контролю за расходованием образовательными организациями средств, выделенных на финансовое обеспечение образовательной деятельности (за счет субвенции на образование). Порядок проведения мониторинга выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг отсутствует (не представлен).

При проверке правомерности начисления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому самостоятельно за 2020 год и первое полугодие 2021 года установлено не начислено и не перечислено 8302,70 руб.

Выплаты за классное руководство устанавливаются ОО самостоятельно «в абсолютном размере, но не менее размера, установленного до изменения системы оплаты труда, в зависимости от наполняемости классов», причем выборочной проверкой установлено, расчет произведен пропорционально численности обучающихся при установленном размере наполняемости 25 человек (нормативная наполняемость 25- город, 14 -село), а следовало при установленном размере 14 человек. В результате выборочной проверки по трем ОО занижена сумма компенсационной выплаты за классное руководство, всего в размере 12,8 тыс. руб. в мес. без учета районного коэффициента, по одному – с превышением на 9,7 тыс. руб. без РК в мес.

По итогам 2020 года доля АУП и ВиОП по всем общеобразовательным учреждениям составила 36% от общего ФОТ учреждений, что превышает установленное пороговое значение на 6% или на 18 548,2 тыс. руб., на 2021 год аналогичным образом плановые ассигнования на АУП и ВиОП превышают на 5% или на 16874,0 тыс. руб.

Проверкой, установлено: лица, выполняющие трудовые обязанности кладовщика, сторожа, машиниста котельной, рабочего по котельной, повара, кухонного рабочего, подсобного рабочего, рабочего по комплексному обслуживанию, электрика, слесаря, механика, водителя (только 2,5 ставки, остальные –на местном бюджете) содержались из средств краевой субвенции школ. ФОТ указанных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за счет субвенции школ краевого бюджета составил за 2020 год и первое полугодие 2021 года 67 440,2 тыс. руб. Кроме того, за счет субвенции школ КБ ФОТ бухгалтеров, экономиста за 2020 год и первое полугодие 2021 года составил 10057,5 тыс. руб. при том, что обслуживание ОО осуществляется централизованной бухгалтерией, созданной в отделе образования района, и финансируемой из счет средств местного бюджета.

За 2020 год и 1 квартал 2021 года ОО обеспечено выполнение показателей, установленных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761, от 28.12.2012 № 1688 в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников.

Нарушений расходования средств субвенции на учебные расходы не установлено. Закупленные товары по школам удовлетворяют потребностям общеобразовательных учреждений и используются в учебном процессе. В нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом, осуществляется без проведения экспертизы поставленного товара. Отсутствует приказ учреждения о назначении приемочной комиссии.

Отделом образования не утвержден ведомственный перечень услуг, не разработан Порядок проведения мониторинга выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Отсутствует порядок определения нормативных затрат для расчета объема финансового обеспечения муниципального задания.

Отсутствуют Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключенные между отделом образования Администрации Тальменского района и МБОУ на 2020 и на 2021 годы в нарушение части 3.15. Порядка формирования и финансового обеспечения муниципального задания муниципальными учреждениями Тальменского района, утвержденного Постановлением Администрации Тальменского района от 22.06.2017 № 790.

В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены финансовые нарушения на сумму на сумму 35 610,2 тыс. руб., в том числе:

- нарушение Постановления Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 22- 7,0 тыс. руб. (излишне направлено на учебные расходы при завышенном показателе обучающихся);

- нарушение Постановления Администрации Алтайского края от 26.03.2014 № 142 «О компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому самостоятельно в Алтайском крае» 8,3 тыс. руб. (не верно установлен размер ежемесячной компенсации);

- нарушение части 14 Постановления Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 22 «Об утверждении методики расчета нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ и субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях Алтайского края», Положения об оплате труда на работников муниципальных образовательных организаций Тальменского района (от 20.06.2019 № 490) на сумму 7,3 тыс. руб. (выплаты за классное руководство следовало устанавливать от нормативной наполняемости класса 14 человек);

- нарушение Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций Тальменского района (от 20.06.2019 № 490), регионального отраслевого Соглашения на сумму 18548,2 тыс. руб. (за 2020 не достигнуто оптимальное соотношение заработной платы педагогических работников и заработной платы и других работников общеобразовательной организации в размере 70 % к 30 %.);

- нарушение Приказа Минфина России от 14.02.2018 № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» на сумму 11618,1 тыс. руб. (не внесены изменения в бюджетную смету МКОУ «Тальменская СОШ № 1);

- нарушение части 8 статьи 16 Закона 44-ФЗ на сумму 5421,3 тыс. руб. (не внесены изменения в планы-графики МКОУ «Тальменская СОШ № 1», МБОУ «Новоозерская СОШ»).

Возражения или замечания руководителя, иных уполномоченных должностных лиц объекта/объектов контрольного мероприятия, на результаты контрольного мероприятия отсутствуют. Согласно части 6 статьи 10 Положения о Контрольно-счетной палате Тальменского района акт подписан без возражений и замечаний (они не представлены по истечении пяти дней с момента получения акта объектом контроля).

Контрольно-счетным органом направлены предложения и рекомендации.

В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия на основании статьи 16 закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», направлено Представление.

Отчет о результатах контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты Тальменского района от 30.08.2021 направлен в Счетную палату Алтайского края, председателю Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края.

Joomla templates by a4joomla