Экспертно-аналитическое мероприятия проведено в соответствии с пунктом 1.15 Плана работы Контрольно-счетной палаты Тальменского района на 2021 год, утвержденного приказом председателя от 28.12.2020 №8 (в ред.от 28.01.2021 №1, от 17.02.2021 №3), распоряжением председателя контрольно-счетной палаты от 20.10.2021 № 60.
Предмет экспертизы: проект решения Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «О бюджете Тальменского района на 2022 год»; документы и материалы, представляемые одновременно с проектом решения о районном бюджете на 2022 год, согласно списку (исх. Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района от 20.10.2021 № 396 /вх. КСП Тальменского района от 20.10.2021 № 195).
Проект решения о бюджете представлен на экспертизу в Контрольно-счетную палату Тальменского района в 16:00ч 20.10.2021 года с соблюдением срока, установленного решением о бюджетном процессе (до 1 ноября), тогда как для проведения экспертизы основного финансового документа района Контрольно-счетной палате предоставлено в нарушение установленных статьей 19 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе сроков -3 рабочих дня до проведения депутатских комиссии 26.10.2021.
При проведении экспертизы проекта решения о бюджете Контрольно-счетной палатой, с учетом материалов, поступивших от финансового органа с проектом решения (вх. от 20.10.2021 № 195), проверено соответствие проекта требованиям бюджетного законодательства, проанализированы материалы, представленные одновременно с проектом решения, оценено (выборочно) состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей проекта и их расчетов.
В нарушение части 2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе проект решения о районном бюджете на 2022 год направлен в Тальменский районный Совет народных депутатов после проведения публичных слушаний.
Контрольно-счетным органом Тальменского района в рамках выборочной оценки состояния нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей проекта и их расчетов, установлено:
пп.1 и пп.2 части 3 статьи 13 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе, утвержденного решением Тальменским РСНД от 25.09.2020 № 107, необходимо привести в соответствие положениям Бюджетного кодекса РФ.
Необходимо утвердить перечень главных администраторов доходов районного бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета Администрацией района в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ (Постановления Правительства РФ от 16.09.2021 № 1569 и от 16.09.2021 № 1568).
В нарушение статьи 138.4 БК РФ, Письма Минфина России от 23.01.2020 № 06-04-11/01/3728 «О предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений муниципальными районами, подпадающими под действие пункта 3 статьи 136 БК РФ, и возможности оказания финансовой поддержки поселениям муниципальными районами в целях сбалансированности бюджетов поселений» часть 2.6. Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Тальменский район Алтайского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов содержит следующее положение: «Межбюджетные трансферты из районного бюджета бюджетам муниципальных образований будут предоставляться в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов…».
В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития в нарушение части 4 статьи 173 БК РФ не приводится обоснование параметров прогноза и их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Показатель численности занятых в экономике, уровня безработицы, указанный в Прогнозе СЭР, не увязан с данными о создаваемых рабочих местах в результате реализации инвестиционных проектов.
В нарушение части 2 статьи 170.1 БК РФ Порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период, а также сам проект бюджетного прогноза не содержат показатели финансового обеспечения муниципальных программ на период их действия, показатели основных характеристик (дефицит/профицит бюджета).
В нарушение части 2 Общих требований к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 469, Методика от 19.10.2021 № 824 не содержит коды классификации источников финансирования дефицита бюджета и их наименований; описание порядка расчета прогнозного объема по каждому виду поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета с указанием методов расчета. В нарушение части 8 постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 469 в Методике от 19.04.2021 № 824 не указано, что для исчисления безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ожидаемый объем безвозмездных поступлений определяется на основании объема расходов краевого бюджета в случае, если такой объем расходов определен.
Необходимо внести изменения в часть 4 Положения о порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам поселений, утвержденного решением Тальменского РСНД от 31.05.2013 г. № 124.
Документы и материалы к проекту бюджета, требуемые в соответствии со статьями 184.1 и 184.2 БК РФ представлены не в полном объеме, отсутствуют:
проект программы приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год;
проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
реестр источников доходов районного бюджета;
предварительные итоги социально-экономического развития Тальменского района за 9 мес. 2021 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития района за текущий финансовый год;
паспорта муниципальных программ Тальменского района (проекты изменений в указанные паспорта);
перечни главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования Тальменский район на 2022 год, утвержденние Постановлением Администрации Тальменского района;
расчеты распределения межбюджетных трансфертов, в том числе иных межбюджетных трансфертов за счет средств районного бюджета в сумме 33 609,6 тыс. руб.
Кроме того, в составе материалов к проекту решения о бюджете отсутствуют/ не представлены:
методики прогнозирования по кодам классификации доходов (неналоговых главных администраторов доходов: отдела по образованию, комитета по управлению муниципальным имуществом, отдела по культуре;
реестр расходных обязательств на 2022 год (ч. 2 статьи 87 БК РФ, часть 1.2, 2.4 Порядка ведения РРО);
решения об утверждении соглашения на передачу части полномочий муниципального района по решению вопросов местного значения бюджетам сельских поселений на 2022 год/проекты решений о передаче части полномочий муниципального района по решению вопросов местного значения поселениям в соответствии с заключенными соглашениями;
утвержденный перечень инвестиционных объектов муниципального образования Тальменский район на 2022 год.
Указаны замечания к текстовой часть проекта решения.
Проект решения сформирован на один очередной финансовый год с учетом межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, согласно проекту закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», но не учтены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету муниципального района из бюджетов поселений на осуществление переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с заключенными соглашениями на 2022 год, в сумме 15,3 тыс. руб.
При формировании проекта бюджета соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом по размеру дефицита бюджета, объему муниципального долга, предельному объему заимствований, размеру резервного фонда.
Дефицит районного бюджета на 2022 год проектом решения планируется в размере 30 000,0 тыс. руб., из них 30 000 тыс. руб. – изменение остатков на счетах по учету средств бюджета муниципального района. Контрольно-счетный орган рекомендовал предусмотреть дополнительные источники покрытия дефицита на 2022 год, кроме указанных - изменение остатков на счетах.
Верхний предел муниципального долга Тальменского района на 1 января 2023 года определен в сумме 147 481,2 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям 37934,0 тыс. руб.
Формирование расходов районного бюджета на 2022 год осуществлено исходя из планируемого минимального размера оплаты труда с 01.01.2022 13617 руб. (15659,55 руб. с районным коэффициентом).
Расходы, отраженные в проекте бюджета, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований статьи 21 БК РФ, но имеются замечания (по приложениям к проекту: 4,5,6) как по отнесению расходов на подразделы бюджетной классификации, на целевые статьи расходов, так и по видам расходов.
Проектом решения о бюджете не предусмотрены расходы по контрольно-счетному органу на информационные услуги Консультант Плюс в сумме 80,0 тыс. руб. во исполнение Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Не нашли отражения в расходах предложения и поправки отдела образования (исх. от 20.10.2021 № 1305 на сумму 120 952,1 тыс. руб.), ходатайства отдела культуры (исх. от 29.09.2021 № 87, от 11.10.2021 № 100 на сумму 664,5 тыс. руб.).
Проектом решения о бюджете района на 2022 год не предусмотрены ассигнования на 6 утвержденных муниципальных программ и действующих в 2022 году, отсутствует проекты НПА о приостановлении действий вышеуказанных муниципальных программ. В расходах учтены ассигнования по не утвержденным муниципальным программам на 2022 год и не прошедшим экспертизу контрольно-счетного органа. Кроме того, имеет место включение в «программные» расходы ассигнований на реализацию муниципальной программы, при отсутствии утвержденных направлений расходования (мероприятий) в рамках данной программы (например, необоснованно предусмотрены ассигнования на физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа (ФОКОТ) в рамках реализации МП «Развитие физической культуры и спорта в Тальменском районе на 2020-2024 годы»).
Публичные слушания для обсуждения проекта муниципального правового акта проведены 15 октября 2021 года (дата публичных слушаний опубликована в газете «Тальменская жизнь» от 09.10.2021 № 41 и на официальном сайте Администрации Тальменского района).
Контрольно-счетной палатой Тальменского района рекомендовано доработать проект главного финансового документа доходов и расходов района на 2022 год и принять к рассмотрению Тальменским РСНД после устранения замечаний и предложений, содержащихся в заключении от 25.10.2021 № 33.