Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате Тальменского района, утвержденного решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 № 97, стандартом внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Тальменского района СВМФК 011 «Проведение Контрольно-счетной палатой Тальменского района экспертно-аналитических мероприятий и оформление их результатов», утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района от 10.08.2020 № 7, с п.1.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Тальменского района (далее - КСП) на 2021 год, утвержденного приказом председателя КСП от 28.12.2020 № 8 (в ред. от 28.01.2021 № 1, от 17.02.2021 № 3) и распоряжением председателя КСП от 21.10.2021 № 62.
Предмет экспертизы: проект решения «О внесении изменений в решение Тальменского районного Совета народных депутатов «О бюджете Тальменского района на 2021 год» от 18.12.2020 № 123 (в редакции от 25.02.2021 № 130, от 23.04.2021 № 134).
Цель экспертно-аналитического мероприятия: соответствие проекта решения действующему законодательству, выявление отклонений от норм правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в муниципальном образовании Тальменский район, путем анализа нормативно-правовой базы, оценке соответствия целям бюджетной политики.
Перечень документов, используемых для проведения экспертизы: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Устав муниципального образования Тальменский район, Положение о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе», утвержденное решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 25.09.2020 № 107, решение Тальменского районного Совета депутатов «О бюджете Тальменского района на 2021 год» от 18.12.2020 № 123 (в ред. от 25.02.2021 № 130, от 23.04.2021 № 134), решение Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 13.11.2020 № 119 «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2021 год (в редакции от 25.02.2021 № 132)»,решение Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 18.12.2020 № 127 «Об утверждении объема и распределении бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования Тальменский район Алтайского края».
Проект решения внесен на рассмотрение в Контрольно-счетную палату Тальменского района Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района Алтайского края вх. 21.10.2021 № 196 (исх. от 21.10.2021 № 398).
Внесение изменений в решение «О бюджете Тальменского района на 2021 год (в ред. от 25.02.2021 №130)» обусловлено необходимостью уточнения основных характеристик районного бюджета на 2021 год (увеличение доходов, расходов районного бюджета, снижение дефицита), изменением приложений к нему №№ 5-8, 9 таблица 3, 8, 9, 11, 14 и дополнение таблицами 15,16,17.
В ходе проведения экспертизы проекта решения установлено: основные характеристики бюджета района на 2021 год проектом решения предлагаются к утверждению общий объем доходов бюджета района в сумме 1330627,7 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета в сумме 1 1360627,7 тыс. рублей; дефицит бюджета района в сумме 30000 тыс. рублей. Дефицит бюджета проектом решения финорганом предлагается изменить с 30310,7 тыс. руб. до 30 000 тыс. руб., отклонение составит 310,7 тыс. руб. Тогда как проект решения не содержит внесение изменений в приложение №1 к решению Тальменского РСНД «О бюджете Тальменского района на 2021 год (в ред. от 23.04.2021 № 134). Источники финансирования дефицита районного бюджета к проекту решения не представлены.
Дефицит бюджета в 2021 году по отношению к общему объему доходов бюджета района без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в сумме 30 000,0 тыс. рублей не превышает ограничение, установленное ст.92.1 Бюджетного кодекса РФ, остатки на счете по учету средств местного бюджета, образовавшиеся по состоянию на 01.01.2021 составляют 3941,0 тыс. руб. Рекомендовано предусмотреть в проекте решения о внесении изменений иные источники финансирования дефицита бюджета на сумму 26 059,0 тыс. руб.
Проект решения предусматривает увеличение доходов в сумме 134628,2тыс.руб. Согласно пояснительной записке по доходам к проекту увеличение доходной части бюджета муниципального района произошло за счет безвозмездных поступлений в сумме 134628,2 тыс. руб.: дотации на 53281,3 тыс. руб., субвенции на сумму 1125,1 тыс. руб., субсидий в сумме 79721,8 тыс. руб., межбюджетных трансфертов на 500,0 тыс. руб.
Общий объем расходов бюджета района на 2021 год прогнозируется с увеличением на 134317,5 тыс. рублей. По 9 разделам классификации расходов бюджетов РФ предусматриваются изменения в структуре бюджетных обязательств на 2021 год. По-прежнему, на первом месте планируются обязательства по разделу «Образование». Бюджетные ассигнования увеличены по расходам на реализацию муниципальных программ (по 4 МП). С учетом предполагаемой корректировки доля «программных» расходов на 2021 год увеличится на 39816,5 тыс. руб. до 956334,5 тыс. руб. и составит 70,3 % от расходов.
Рекомендовано разработчикам муниципальных программ Тальменского района о необходимости привести в соответствие решению о бюджете Тальменского района на 2021 год муниципальные программы в установленные сроки.
Проектом решения увеличен объем бюджетных средств на финансирование объектов муниципальной адресной инвестиционной программы: по газификации на 48301,6 тыс. руб., по объектам муниципальной собственности в области образования на 1072,6 тыс. руб., по объектам в области ЖКХ на 5441,8 тыс. руб.
Установлены замечания по отражению расходов в рамках «программных» и «непрограммных» направлений, по разделам подразделам бюджетной классификации РФ: на льготную ипотеку для молодых учителей в Алтайском крае, по МП «Развитие образования в Тальменском районе» на 2020 - 2024 годы», по МП «Развитие дорожного хозяйства Тальменского района Алтайского края» на 2020 -2025 годы, МП «Развитие культуры Тальменского района» на 2021-2024 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Тальменском районе на 2020-2024; приобретение материалов для устранения ЧС, связанной с обрушением береговой линии р. Чумыш на территории с. Новотроицк; на приобретение электромегафонов.
В приложениях проекта решения по расходам (в ведомственной структуре, по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности) наименование целевых статей расходов бюджета не соответствуют наименованиям утвержденным и действующим муниципальным программам Тальменского района в 2021 году (40, 44, 52, 55, 58, 67,72).
Проектом решения размер неиспользованных ассигнований резервного фонда составил 1093,8 тыс. рублей, что соответствует требованиям ст.81 Бюджетного кодекса РФ.
В своем заключении Контрольно-счетная палата определила, проект решения «О внесении изменений в решение Тальменского районного Совета народных депутатов «О бюджете Тальменского района на 2021 год» следует дополнить приложением «Источники финансирования дефицита», требует внесения изменений в текстовую часть решения, а также предложено учесть замечания, указанные в заключении по отражению расходов в рамках «программных» и «непрограммных» направлений, по разделам подразделам бюджетной классификации РФ и после этого возможен к направлению для рассмотрения Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края.
Заключение Контрольно-счетной палаты Тальменского района от 27.10.2021 № 34 направлено председателю Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края и разработчику проекта решения.