РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.01.2018 г. №37
р.п. Тальменка
Об утверждении муниципальной программы
«Кадровое обеспечение агропромышленного
Комплекса Тальменского района»
В целях комплексного решения проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса района, повышения их профессионального уровня, закрепления молодых специалистов на селе,
П О С Т А Н О В Л Я Ю :
1.Утвердить муниципальную программу «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тальменского района» на 2018-2021 годы.
2.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района, председателя Комитета по агропромышленному комплексу Н.А.Аксенова.
Глава района С.Д. Самсоненко
Исп. Лупарева О.В.
2-73-34
Утверждена
постановлением
администрации района
от 15.01.2018г. № 37
ПАСПОРТ
муниципальной программы
«Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
Тальменского района на 2018 -2021 годы»
(наименование муниципальной программы)
Ответственный исполнитель программы |
Комитет по Агропромышленному комплексу Администрации Тальменского района |
Соисполнитель программы |
Комитеты и отделы администрации Тальменского района, Центр занятости, КГБУ СПО «Тальменский сельскохозяйственный техникум» |
Участники программы |
Сельхозпредприятия всех форм собственности, перерабатывающие предприятия |
Программа |
«Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тальменского района на 2018 – 2021 г.» |
Программно-целевые инструменты программы |
1. Система поддержки руководителей и специалистов агропромышленного комплекса (далее по тексту АПК). 2. Целевая контрактная подготовка специалистов аграрного профиля. 3. Система подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров с/х производства для АПК района. 4. Формирование базы данных кадрового резерва. 5. Система мотивации и стимулирование труда работников АПК путем организации трудовых соревнований и профессиональных конкурсов. |
Цели программы |
Устойчивое развитие сельского хозяйства района; Привлечение кадров в сельскохозяйственное производство; Повышение уровня жизни и занятости сельского населения; Повышение образовательного уровня специалистов хозяйств. |
Задачи программы |
- создание организационных, экономических, социальных и правовых условий подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, трудоустройства и закрепления их в АПК; - организация государственной поддержки, морального и материального стимулирования руководителей и специалистов, а также рядовых работников организаций АПК всех форм собственности, обеспечивающих эффективное ведение производства, укрепление экономического потенциала организаций и развитие социальной сферы села. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Количество выпускников школ, избравших специальность аграрного профиля; Количество выпускников школ, заключивших контракты на обучение с работодателями; Количество студентов, получающих доплату стипендии; Количество выпускников учебных заведений, вернувшихся в район и трудоустроенных по специальности; Количество молодых специалистов на предприятиях АПК, получивших господдержку. |
Сроки и этапы реализации программы |
С 2018 г. по 2021 г. |
Объемы финансирования программы |
Финансирование программы осуществляется за счет средств: федерального бюджета – 3932 тыс. руб. краевого бюджета – 6574 тыс. руб. внебюджетных источники – 3453 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты программы |
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами всех уровней будет повышена до 98%, доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, в общем их числе увеличится до 90,5%. Расширится доступ сельской молодежи к получению профессионального образования в учебных заведениях аграрного профиля, и повысится закрепляемость квалифицированных специалистов на селе.
|
Успешность инновационного развития аграрного сектора и повышение его конкурентоспособности обеспечивают, прежде всего, руководители и специалисты хозяйств. Функционирование аграрного сектора в условиях рыночной экономики выдвигает новые приоритеты в осуществлении кадровой политики.
За последние годы сохраняется тенденция к сокращению численности работников агропромышленного комплекса района. В среднем, он ежегодно теряет около 10 до 20 % численности, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. В районе существовала определенная работа с кадрами, но в настоящее время она фактически зависит от финансового положения на предприятиях и хозяйствах, и личной позиции руководителей. Лишь немногие предприятия района имеют стабильную кадровую обеспеченность на основании грамотно выстроенной и перспективной кадровой политики.
Обеспеченность организаций работниками, занимающими должности руководителей и специалистов, составляет 90%, при этом, главными специалистами предприятия обеспечены тоже на 90%. Недостаток специалистов в сельскохозяйственных организациях всех уровней района в настоящее время составляет 15 человек.
Актуальным остается вопрос повышения образовательного уровня управленческих кадров на селе. С 2015-2017 годы 81 сотрудник из числа руководителей и специалистов прошли переподготовку и повышение квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов "Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса». Самый высокий показатель отмечен в 2017 г., обучение прошли 68 человек.
Тем не менее, сегодня высшее профессиональное образование имеют лишь 56% руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, не имеют профобразования – 8,5%. Поэтому требуются безотлагательные меры по совершенствованию системы подготовки кадров и формирования кадрового резерва на руководящие должности. В связи с этим ведется работа по установлению контактов с высшими и средними профессиональными учебными заведениями, сбор данных о выпускниках школ района, обучающихся в образовательных заведениях высшего и профессионального уровня.
Острой остается проблема старения кадров. На 1 января 2017 года в организациях АПК в возрасте до 30 лет работает 30 человек, что составляет только 5,5 % от их общей численности.
При этом, большинство сельскохозяйственных организаций района не способно самостоятельно, без государственной поддержки, решить проблему кадрового обеспечения, а, следовательно, обеспечить переход на современные механизмы и технологии производства. Отлажена система сотрудничества с районным центром занятости населения.
В целях обеспечения формирования инновационного агропромышленного комплекса района, динамичного роста производства необходимо преодоление негативных тенденций в кадровом обеспечении отрасли, создание условий, способствующих росту его уровня, и в конечном итоге повышению конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей. Требуется объединить заинтересованные стороны в работе с кадрами и отслеживать ситуацию на рынке труда, вносить коррективы в кадровую программу на основе взаимного сотрудничества Администрации района, сельских поселений, районного центра занятости, предприятий и организаций района, применяя комплексный подход для улучшения ситуации в целом.
Основные цели и задачи Программы
Основные цели программы:
- устойчивое развитие сельского хозяйства района на основе повышения эффективности производства сельскохозяйственного производства ;
- привлечение кадров в сельскохозяйственное производство района;
- повышение уровня жизни и занятости сельского населения;
-повышение образовательного уровня специалистов хозяйств.
Основными задачами программы являются:
- создание организационных, экономических, социальных и правовых условий подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, трудоустройства и закрепления их в АПК;
- организация государственной поддержки, морального и материального стимулирования руководителей и специалистов, а также рядовых работников организаций АПК всех форм собственности, обеспечивающих эффективное ведение производства, укрепление экономического потенциала организаций и развитие социальной сферы села.
Основными направлениями программы являются:
- совершенствование системы работы по профессиональной ориентации учащихся сельских школ с целью привлечения их в аграрные образовательные учреждения края;
- совершенствование и повышение эффективности функционирования системы целевой контрактной подготовки специалистов аграрного профиля и кадров рабочих профессий, дальнейшего их трудоустройства и закрепления на селе;
- повышение эффективности применения системы переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров сельскохозяйственного производства АПК;
- формирование и обеспечение эффективного функционирования системы работы с кадровым резервом, прежде всего с резервом руководителей организаций АПК;
- создание и эффективное применение системы поддержки руководителей и специалистов АПК, в том числе молодых специалистов, предусматривающей комплекс социальных гарантий, льгот, компенсаций и доплат работникам организаций АПК всех форм собственности;
- совершенствование системы мотивации и стимулирования труда работников АПК путем организации трудового соревнования, проведения конкурсов профессионального мастерства, обеспечения широкого освещения трудовых достижений во всех отраслях и на всех уровнях, повышение престижности сельского труда и сельскохозяйственных профессий.
Сведения об индикаторах муниципальной программы и их значениях
Целевой индикатор |
ед. изм. |
значение индикатора по годам |
|||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
Количество выпускников школ, избравших аграрного профиля |
чел. |
5 |
8 |
10 |
15 |
Количество выпускников школ, заключивших контракты на обучение с работодателями |
чел. |
2 |
4 |
5 |
7 |
Количество студентов, получающих доплату стипендии |
чел. |
2 |
4 |
5 |
7 |
Количество выпускников учебных заведений, вернувшихся в район и трудоустроенных по специальности |
чел. |
5 |
8 |
10 |
12 |
Количество молодых специалистов на предприятиях АПК, получивших господдержку |
чел. |
5 |
8 |
10 |
12 |
Система программных мероприятий
Для решения основных задач в Программе предусмотрена следующая система программных мероприятий:
1. Целевая контрактная подготовка специалистов для АПК района
Целевая контрактная подготовка специалистов высшего и среднего звена осуществляется в соответствии с договорами, заключенными Министерством сельского хозяйства Алтайского края с учебными заведениями аграрного профиля, а также на основе 4-сторонних договоров между студентами, организациями АПК, Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и учебными заведениями.
Основанием для заключения 4-сторонних договоров является наличие соответствующих ходатайств органов местного самоуправления, а также доведенных до районов квот на подготовку специалистов в соответствии с утвержденным в установленном порядке краевым заказом на подготовку кадров для АПК.
Условиями для заключения договоров и выделения средств краевого бюджета на финансирование целевой контрактной подготовки являются:
Проведение на уровне района конкурсного отбора абитуриентов для поступления в учебные заведения аграрного профиля на условиях целевой контрактной подготовки;
Выполнение организациями АПК и органами местного самоуправления своих обязательств по целевым договорам предыдущих лет (доплата к стипендиям, организация прохождения студентами практики, создание условий для трудоустройства и др.);
Заключение между организациями АПК и студентами договоров на трудоустройство после окончания последними учебного заведения и с условием обеспечения их работой в течение установленного договором срока;
Обеспечение показателя по трудоустройству выпускников предшествующих лет не ниже 50 процентов и 40 процентов (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный аграрный университет» и средние специальные учебные заведения соответственно);
Обеспечение возврата бюджетных средств, направляемых на целевую контрактную подготовку, в случае невыполнения молодыми специалистами без уважительных причин своих обязательств по заключенным ранее договорам.
Основными показателями оценки результативности целевой контрактной подготовки специалистов аграрного профиля являются:
Обеспечение ежегодного роста показателей в области трудоустройства и закрепления молодых специалистов в АПК;
Обеспечение ежегодного улучшения показателей образовательного уровня специалистов высшего и среднего звена, работающих в АПК.
2. Поддержка руководителей и специалистов АПК.
Государственная поддержка молодых специалистов АПК в виде предоставления им социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение осуществляется за счет средств краевого бюджета в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края 05.10.2012г № 523.
Право на поддержку получают проживающие в сельской местности молодые специалисты - выпускники учебных заведений высшего, среднего специального профессионального образования с опытом работы менее трех лет при условии, что они трудоустроены по полученной специальности в сельскохозяйственных организациях. Обязательным условием является: обязанность молодых специалистов не менее пяти лет работать в организации по полученной специальности (трудовому договору).
Участие в реализации мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по обеспечению жильем молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности, по предоставлению субсидий молодым семьям для приобретения (строительство) жилья.
3. Организация трудового соревнования, материальное стимулирование в его рамках хозяйствующих субъектов, а также отдельных работников агропромышленного комплекса, организация конкурсов профессионального мастерства, материальное стимулирование их участников.
-разработка условий трудового соревнования (проведение конкурсов с мерами материального и морального поощрения за достижение высоких показателей в АПК);
-проведение конкурсов профессионального мастерства;
-подведение итогов проведения важных сельскохозяйственных кампаний с награждением лучших коллективов, руководителей, специалистов и рабочих сельхозпредприятий;
-освещение в СМИ работы сельхозпредприятий, руководителей, специалистов, рабочих.
Перечень мероприятий муниципальной программы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
-краевого бюджета – в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
-федерального бюджета – в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
-собственных средств сельхозорганизаций.
Объем финансовых ресурсов, |
||||||
необходимых для реализации муниципальной программы |
||||||
Источники и направления расходов |
Сумма расходов, тыс.руб. |
|||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего финансовых затрат |
3036 |
3378 |
3629 |
3916 |
13959 |
|
в том числе |
||||||
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
983 |
983 |
983 |
983 |
3932 |
|
из краевого бюджета (на условиях софинансирования) |
1291 |
1551 |
1761 |
1971 |
6574 |
|
из внебюджетных источников |
762 |
844 |
885 |
962 |
3453 |
Анализ рисков реализации Программы.
Эффективность реализации мероприятий Программы заключается в более полном обеспечении хозяйств высококвалифицированными специалистами и на этой основе устойчивому развитию сельского хозяйства района.
Реализация мероприятий Программы создаст условия для привлечения кадров в сельское хозяйство района, что позволит осуществить проекты строительства, реконструкции и технического переоснащения во всех отраслях сельского хозяйства.
Социальная значимость Программы заключается в привлечении молодых специалистов на село, закреплении молодежи и создании условий для роста доходов населения, занятого в сельском хозяйстве.
В рамках реализации мероприятий по развитию кадрового потенциала обеспеченность сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами всех уровней будет повышена до 98%, доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, в общем их числе увеличится до 90,5%.
Расширится доступ сельской молодежи к получению профессионального образования в учебных заведениях аграрного профиля, и повысится закрепляемость квалифицированных специалистов на селе.
Управление и контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы выполняет Комитет по АПК Администрации района, который обеспечивает мониторинг программных мероприятий, предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе выполнения Программы, об эффективности использования финансовых средств.