российская федерация

администрация тальменского района

алтайского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


19.12.2012г.                         р.п. Тальменка                          №1729


Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района на 2013-2020годы»

В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р и долгосрочной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной установлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 № 420,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Утвердить долгосрочную муниципальную целевую программу           «Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района на 2013-

2020годы».

2.Опубликовать настоящее постановление в Сборнике муниципальных правовых актов Тальменского района.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации Тальменского района (Лепилов ВВ.).

Глава администрации района                                                   И.В. Жарков


ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Устойчивое развитие сельских поселений Тальменскогоо района»

на 2013–2020 годы

Паспорт

долгосрочной муниципальной целевой программы

«Устойчивое развитие сельских  поселений Тальменского района»

на 2013–2020 годы

Наименование программы долгосрочная муниципальная целевая программа «Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района» на 2013–2020 годы (далее – «Программа»)
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р

Долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 № 420

Государственный заказчик программы Администрация Тальменского района
Основные разработчики программы Администрация Тальменского района
Цель программы

повышение устойчивости развития сельской экономики ,повышение занятости и качества жизни сельского населения района

Задачи программы

создание условий для развития малого бизнеса, в том числе сельского туризма;

стимулирование развития жилищного строительства;

развитие коммунальной и социальной инфраструктуры, создание комфортной среды жизни, повышение качества услуг образования, культуры.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

уровень официально зарегистрированной безработицы;

среднемесячные денежные доходы;

ввод жилья;

Срок реализации программы

2013 – 2020 годы

Основные этапы реализации программы     

I этап: 2013 – 2015 годы;

II этап: 2016 – 2020 годы

Исполнители основных мероприятий

Экономический отдел;

комитет по управлению муниципальным имуществом;

отдел образования;

отдел культуры;

комитет по агропромышленному комплексу;

отдел по строительству и архитектуре;

отдел ЖКХ;

органы местного самоуправления сельских поселений

Объемы и источники финансирования

программы по годам

общий объем финансирования за счет всех источни­ков280226 тыс. руб.,   в том числе по годам:

(млн.руб.)

год

Фед.

бюджет

Краев

.бюдж.

Местн.

Бюдж.

Внебюдж.

Источники

2013 20,6 56,5 4,6 45,9
2014 5,2 13,3 4,0 49,8
2015 13,7 43,6 9,4 40,9
2016 5,0 15,0 3,3 43,0
2017 6,0 8,8 3,0 45,7
2018 15,7 18,4 5,1 51,5
2019 19,7 22,4 14,0 50,5
2020 9,9 14,8 14,9 65,3
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

снижение  до 1,2 % уровня официально зарегистрированной безработицы;

повышение в 2,0 раза  среднемесячных денежных доходов населения района;

ввод жилья в эксплуатацию составит более  40 тыс. кв.м.

1. Характеристика проблемы и

обоснование необходимости ее решения программными методами

Тальменский район входит в состав Алтайского края. Граничит с Новосибирской областью, с Залесовским, Первомайским, Павловским районами Алтайского края.

Территория Тальменского района 3914 квадратных километров. Расстояние до г. Барнаула – 84 км, до г. Новосибирска – 160 км. Территориально район подразделяется на 17 сельских Советов и 1 поселковый. В 42 населенных пунктах проживает 46,7 тыс. человек, в т.ч. в р.п.Тальменка – 19 тыс. человек.

Территория района входит в состав лесостепной части Алтайского края, 60 процентов площади занято лесостепью с березовыми колками. Почвы в основном черноземного типа. 6% территории района заняты массивами хвойных и смешанных лесов, относящихся к Средне-Обскому бору. Хвойные и смешанные леса, состоящие из сосны, березы, тополя, осины, частично лиственницы и ели являются зеленым золотом района. Лесной фонд Тальменского района находится в ведении Озерского, Ларичихинского лесничеств.

 Растительные ресурсы района дают определенное количество сырья для деревообрабатывающей промышленности района в виде деловой древесины. Для пищевой промышленности собираются – ягоды, грибы, а травы для молочного животноводства и фармацевтической промышленности.

Полезные ископаемые района представлены строительными песками, гончарными глинами, имеются залежи торфа.

Тальменский район обладает высоким историко-культурным и туристско-рекреационным потенциалом для комплексного развития сферы туризма в районе.

Из культурно-исторических объектов - памятник дружбы русского и белорусского народа «Алтай-Хатынь», мемориальный комплекс парка «Победы» р.п.Тальменка, памятники археологии на территории Усть-Чумышского заказника «Кокуйское городище», Новотроицкие курганы», курганная группа в районе села Зайцево, Зайцевский Елбан, партизанские могилы, связанные с гражданской войной на территории района.

На территории района находятся гидрологические, геологические и комплексные памятники природы: озеро Хомутинка р.п.Тальменка, озеро «Большое» с.Озерки, озеро «Чертово» с.Новоперуново, искусственное насаждение рекреационного значения парк «Березка» р.п.Тальменка, парк «Березовая роща» ДОКа р.п.Тальменка, природный комплекс с естественным растительным сообществом, лесной массив «Тальменское урочище» р.п. Тальменка.

Кроме того, на территории района расположены государственные природные комплексные заказники «Усть -Чумышский» и «Кислухинский», в которых широко представлен растительный и животный мир. В настоящее время в районе действуют базы отдыха на озере «Кокуйском», база отдыха на 90 мест ООО «Русский дом» с.Язово, база отдыха « Столица мира» в с. Кашкарагаиха. База отдыха «Русский дом» представляет полный комплекс услуг отдыха и развлечений с посещением иностранных туристов.

Географическое положение Тальменского района оказало существенное влияние на развитие реального сектора экономики и предпринимательства.  Удобное географическое положение – близость городов Барнаула, Новосибирска, Кузбасса, две автомобильные трассы федерального значения и железнодорожная магистраль федерального значения, проходящие через район, всё это послужило развитию предпринимательства – как в сфере торговли, общественного питания, так и в промышленном производстве и создании крестьянско-фермерских хозяйств.

Сфера промышленного производства является основной составляющей реального сектора  экономики района. Развитие промышленности в 2011 году характеризуется увеличением  темпов роста объемов отгруженных товаров  по сравнению с показателями 2010 года на 120,2 процента. Объем промышленной продукции достиг1736465тыс. руб. В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится обрабатывающие  производства. Это обработка древесины и производство изделий из дерева и  производство пищевых продуктов( хлебобулочных . колбасных, кондитерских изделий) Прирост  производства мяса  и субпродуктов  составил за прошедший год  113,4, выпуск кондитерских изделий возрос в 1,5 раза,  производство рыбной продукции  121 процент к 2010 году, увеличение производства колбасных изделий в 5р.Положительная динамика  объемов достигнута на предприятиях ООО «Алтай-Форест», ООО « Форест — Партнер», ООО «Продукты Алтая»,ООО «Феникс», ПО «Тальменский хлебокомбинат», и.п. Швец Г., ООО « Магтал». В промышленном производстве занято  2000 человек.

Сельскохозяйственной деятельность в районе занимаются 18 сельхозпредприятий и 44 крестьянских (фермерских) хозяйств  и индивидуальных предпринимателей. Основная специализация хозяйств района: производство растениеводческой продукции, в основном зерновых культур, молочно-мясное животноводство.

     В районе посевная площадь зерновых культур в 2012году составила 36632 га, что на 5981 га больше чем в 2008 году. Ежегодно наблюдается рост посевной площади занятой под кормовыми культурами, что обусловлено необходимостью укрепления кормовой базы.

    Среднегодовое производство зерновых культур в 2008-2012годах составило 35тыс. тонн, урожайность 10,8 ц/га.

     Кроме зерновых культур хозяйства района занимаются возделыванием подсолнечника и сахарной свеклы, площади посева которых незначительны.

     Повышение валового производства молока с 18206 тонн в 2008 году до 19073 тонн в 2011 году обусловлено ростом продуктивности коров с 2630 кг   до 3563 кг.

      Рост производства скота и птицы на убой на 47%  по сравнению с 2008 годом обусловлен в основном за счет увеличения поголовья птицы на ООО «Новоеловская птицефабрика»  с 366 тыс.гол до 526 тыс.гол. и  соответственно, увеличением производства мяса птицы. Со строительством свинокомплекса произошло увеличение поголовья свиней до 48,6 тыс.гол.

     Недостаток собственных денежных средств и ограниченность в возможности использования кредитных ресурсов не позволяют проводить техническое перевооружение отрасли на должном уровне. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий и их финансовое состояние остаются нестабильными и характеризуются нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и высокой закредитованностью. Высокая цена на материальные ресурсы, диспаритет  цен не позволяет хозяйствам добиваться высоких финансовых показателей.

     В рамках национального проекта «Развитие АПК», ведомственной целевой программы» Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы по направлению «Поддержка малых форм хозяйствования» владельцам личных подсобных хозяйств   выдано 455 кредитов  на сумму более 37 млн. рублей , крестьянским (фермерским) хозяйствам получили кредитов на сумму более 48 млн.рублей с 2008 по 2011 года.

      Ежегодно наблюдается рост государственной поддержки направляемой на развитие сельского хозяйства района. Но надо отметить, что существующая бюджетная поддержка пока недостаточна. Государственная поддержка агробизнеса ведется по нескольким направлениям, в том числе: субсидирование части банковской процентной ставки, возмещение части затрат на приобретение средств химизации, семян, удобрений и другие.

     Одной из сложных проблем в сельхозпроизводстве остается кадровая проблема. С целью привлечения кадров на село по краевой целевой программе три молодых специалиста в 2008-2011 году получили господдержку, повысили квалификацию 13 руководителей и 47 специалистов АПК.

Сфера промышленного производства является основной составляющей реального сектора  экономики района. Развитие промышленности в 2011 году характеризуется увеличением  темпов роста объемов отгруженных товаров  по сравнению с показателями 2010 года на 120,2 процента. Объем промышленной продукции достиг1736465тыс. руб. В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится обрабатывающие  производства. Это обработка древесины и производство изделий из дерева и  производство пищевых продуктов( хлебобулочных . колбасных, кондитерских изделий) Прирост  производства мяса  и субпродуктов  составил за прошедший год  113,4, выпуск кондитерских изделий возрос в 1,5 раза,  производство рыбной продукции  121 процент к 2010 году, увеличение производства колбасных изделий в 5р.Положительная динамика  объемов достигнута на предприятиях ООО «Алтай-Форест», ООО « Форест — Партнер», ООО «Продукты Алтая»,ООО «Феникс», ПО «Тальменский хлебокомбинат», и.п. Швец Г., ООО « Магтал».    

Фактически на территории района отсутствует переработка животноводческой продукции, и при производстве 19 тысяч тонн зерновых культур в год перерабатывается в районе менее 6% зерновых.

Значимую роль в развитии района играет малый бизнес.

На 01.10.2012 количество субъектов малого бизнеса составило 1033 единиц, из них 74 малых предприятий, 912 – индивидуальных предпринимателей, 44 крестьянских (фермерских) хозяйств.  Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике района составляет 28%. Доля налогов и сборов, включая пени и налоговые санкции, в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2011 года составляет 23,6 %. Развитие сектора малого и среднего бизнеса будет способствовать повышению экономической активности сельского населения, расширению источников формирования его доходов, а также росту налоговых поступлений в местный бюджет.

Малый бизнес преимущественно занят в сельском хозяйстве (18,5%) и в сфере оптовой и розничной торговли (42%). Перспективными направлениями развития малого бизнеса являются: развитие сельского туризма и сопутствующих видов предпринимательской деятельности (ремесленная деятельность, оказание бытовых услуг и пр.); развитие инфраструктуры общественного питания и придорожного сервиса.  Сфера торговли насчитывает 289 магазинов, 36 предприятий общественного питания,  110 субъектов сферы бытовых услуг. За последние  4 года объем розничного товарооборота увеличился в 1,1 раза. Придорожный сервис в районе расположен на Федеральной трассе М-52 и представлен  8 автозаправочными станциями, четырьмя крупными комплексами общественного питания, в состав которых входят: один ресторан, 14 кафе, из них 3 с гостиничными  номерами.

Организация работы в районе по содействию развития предпринимательства осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие предпринимательства на 2010-2012 годы». Получение государственной поддержки носит индивидуальный заявительный характер претендентов.

С целью содействия в развитии предпринимательства администрация заключает соглашения с банками на кредитование по сниженным процентным ставкам. Решаются вопросы предоставления помещений в аренду, выделения земельных участков под новые объекты.

Медицинское обслуживание района осуществляется центральной районной больницей на 284 койки, 2 участковыми больницами , 7 амбулаториями, 23 фельдшерско-акушерскими пунктами, оказывающими как  первичную так и специализированную помощь населению.

В районе сохраняется проблема укомплектованности медицинскими кадрами как в ЦРБ, так и в амбулаториях и ФАПах, обеспеченность врачами составляет 16,4- на 10 тыс. человек населения       .

В 2011-2012 учебном году реализация общедоступного бесплатного общего образования осуществлялась в районе в 27 общеобразовательных учреждениях: 19 – средних школ, 7— основных, 1 – начальная, из них 15 малокомплектных. Увеличилось количество учащихся в 12 школах за счет проведения реструктуризации образовательной сети. С 2008 года реорганизовано 4 школы, ликвидировано – 2. В районе на 1.09.2012 года произошло уменьшение численности обучающихся в девяти школах в общем количестве на 60 человек.

Реализация программы реструктуризации и развитие образовательной сети района за последние пять лет позволила увеличить наполняемость классов по всем школам района на 1,0 (плановый показатель – на 2,2). Дальнейшая работа по реструктуризации образовательной сети будет спланирована к концу 2012 года на ближайшие три года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и будет нацелена на создание крупных образовательных комплексов на базе лучших общеобразовательных учреждений района путем присоединения к ним неконкурентоспособных общеобразовательных учреждений. В настоящее время в районе создано 7 базовых школ.

Всего в Тальменском районе работает 2 учреждения дополнительного образования: ЦВР и ДЮСШ с охватом детей 1092  человек. Во всех общеобразовательных учреждениях система дополнительного образования охватывает 3676 учащихся. Охват составляет 95,5%, что на уровне краевого показателя.

Кадровый потенциал учительства района  характеризуется достаточно высокими показателями:

-  высшее образование имеют 74,2% (учителей – 76,2%, руководящих работников - 87%),

- аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию 61% от общего количества педагогических работников.

- по стажу работы 64% педагогических и руководящих работников проработали более 20 лет,

- по возрастному цензу – 52% работников имеют возраст от 45 лет до 55/60 лет,

- работающих лиц в возрасте старше трудоспособного возраста – 11%. Доля учителей-пенсионеров в районе составляет 8%, доля молодых учителей в возрасте до 30 лет - 6%.

Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в общеобразовательных учреждениях (всего), - 4,8 чел., в том числе: на одного учителя – 10,1 чел., на одного прочего работающего (АУП, УВП, МОП и др.) – 9,1 чел.

Уровень закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов составляет 77% за три последние года. 

В Тальменском районе функционируют: МКУК «Тальменский межпоселенческий Дом  культуры» с 30 филиалами, МКУК «Тальменская межпоселенческая библиотека» с 29 филиалами поселенческих библиотек, МБУК «Тальменский районный краеведческий музей», 5 МКОУ ДОД «Детские школы искусств» и  филиал в с. Ларичиха.

       Кадровый потенциал отрасли составляет - 350 человек, из них - 179 руководителей и специалистов.

Остается стабильным количество посетителей 15000 человек в год.

Основные фонды музея составляют 10460 единиц хранения.

В 2011 года на территории Тальменского района было проведено Международное мероприятие – туристский маршрут «Эхо общения» для группы университета философии г. Мюнхен с представителем вице – президентом совета музеев ЮНЕСКО Виерегг Хилдегард;

Музей стал победителем губернаторского конкурса социальных проектов с работой «Фотоархивация Тальменской истории» и выиграл 16500 рублей. Материально-техническая  база требует модернизации.

Материально-спортивную базу  составляют 5 стадионов с трибунами на 1500 мест, 84 плоскостных спортивных сооружений, 94 спортивных зала, 4 лыжных базы, 6 хоккейных коробок. На  территории района  наибольшее распространение получили такие виды спорта как футбол (занимаются 420 человек), хоккей, волейбол.  Больших успехов  добиваются воспитанники ВПК «Сатори». Спортсмены являются участниками  всероссийских соревнований,  победителями и призерами первенства  Алтайского края по косики каратэ.

В районе действует молодежный парламент ,организована работа отрядов быстрого реагирования,, ведется работа волонтерских групп по оказанию помощи ветеранам ВОВ. Разработана и действует муниципальная целевая программа о реализации государственной молодежной политики в Тальменском районе  на 2009-2012 годы.

На начало 2009 года общая площадь жилищного фонда района составила 896,2 тыс. кв. м., в 2010г. -896,2тыс. кв. м., на начало 2012 года-921,1тыс.кв. м. Площадь ветхого жилья увеличилась незначи­тельно: с 26,6 тыс.кв. м в 2010 году до 27,6 тыс. кв. м на начало 2011 года, что составило 3,7 % к общему жилищному фонду. Благоустройство жилищного фондарайона характеризуется следующими показателями: на начало 2012 года 40 % жилищного фонда было оборудовано водопроводом, 17% канализацией, отоплением 95% .

На территории района  расположено2797многоквартирных домовладений. В том числе 148 многоквартирных домов (с численностью квартир 3 и более).

С вводом в 1995 году в эксплуатацию магистрального газопровода «Новосибирск-Барнаул» нача­лась газификация Алтайского края, в том числе и Тальменского района. В настоящее время газификацией охвачено 12 населенных пунктов района, газифицировано 6089 квартир, в течение 2007г.-2012г.

Решение жилищных вопросов осуществляется в рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. По этой программе за два года улучшили жилищные условия 100 семей, среди них: 73 участника ВОВ, 12 детей-сирот, 1 молодая семья, 4 семьи- участников подпрограммы «Социальное развитие села», 9 семей молодых специалистов, 1 семья по подпрограмме « Лица, проживающие в районах крайнего Севера».

Наиболее заметные результаты были достигнуты в реализации программ ФЦП «Обеспечение жильем ветеранов ВОВ», ФЦП «Молодые специалисты на селе».

В 2011 году средства, направленные на реализацию долгосрочных краевых программ «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015годы и « Социальное развитие села до 2012 года» составили  13415тыс. рублей (федеральный бюджет 3543, краевой бюджет 1283т.р. местный бюдж. 209 тыс. руб., внебюджетные средства 8380 т.р.) ,8 семей получили сертификаты .На улучшение жилищных условий инвалидам и ветеранам ВОВ выделены средства из Федерального бюджета в размере 19,3мл. руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Район,  благодаря географическому положению,  природным и культурным, историческим достопримечательностям, обладает рекреационным потенциалом . Строительство базы отдыха  ООО « Круиз» в р.п. Тальменка с гостевыми  домиками с отдельным участком « семейного отдыха», организация проката велосипедов, катамаранов, лодок,  а в зимнее время  лыж и коньков, сделает такой отдых круглогодичным. Так же запланировано строительство базы отдыха в с. Усть –Чумыш. Строительство баз отдыха привлекут в район дополнительный поток туристов из других регионов.

Проводимая газификация района, создает благоприятную экологическую  обстановку, делает район привлекательным для проживания. По плану газификации за период с 2013 по  2015 год будет газифицировано 2745квартир.

Ремонт и реконструкция сельских домов культуры позволят привлечь больше населения района для участия в проводимых культурно-досуговых мероприятиях.

В то же время, остается ряд нерешенных проблем – это изношенность социальной и инженерной инфраструктуры, невысокий уровень доходов населения. Таким образом, вопрос устойчивого развития села носит комплексный характер и его решение может быть достигнуто с применением программно-целевого подхода.

2. Основная цель и задачи Программы

Целью  Программы является повышение устойчивости развития сельской экономики, обеспечение эффективной занятости населения, создание условий для повышения уровня жизни граждан.

Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:

создание условий для развития малого бизнеса, в том числе сельского туризма;

стимулирование развития жилищного строительства , улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

развитие коммунальной и социальной инфраструктуры, создание комфортной среды жизни, улучшение качества услуг образования, культуры; создание условий для устойчивого роста доходов работающего населения;

содействие занятости населения  и обеспечение территории квалифицированными кадрами;

создание здоровых и безопасных условий труда;

повышение эффективности социального партнерства в решении проблем  в сфере труда и занятости н6аселения;

формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда.

3. Система программных мероприятий

Для решения поставленных задач  предлагается реализовать 3 блока мероприятий.

Первый блок мероприятий направлен на диверсификацию сельской экономики района, развитие несельскохозяйственной деятельности с учетом приоритетных и перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства:

- развитие сельского туризма и сопутствующих видов предпринимательской деятельности (ремесленная деятельность, оказание бытовых услуг и пр.);

- развитие инфраструктуры общественного питания и придорожного сервиса (реконструкция, благоустройство существующих объектов);

Второй блок мероприятий направлен на активизацию жилищного строительства в сельской местности.

Третий блок мероприятий предусматривает модернизацию объектов образования, культуры, реконструкцию и строительство новых  объектов коммунальной инфраструктуры. Реконструкция и строительство объектов социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов.

Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа. На I этапе будет организовано изучение представленных инвестиционных проектов, обучение инициаторов проектов, позволяющее принять участие в краевых и муниципальных конкурсах грантовой поддержки. На II этапе планируется софинансирование программных мероприятий из районного,краевого и федеральных бюджетов.

Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств:

районного  бюджета – в соответствии с решениями Тальменского районного Совета народных депутатов о  районном бюджете  муниципального образования Тальменский район на соот­ветствующий финансовый год;

краевого бюджета ,федерального бюджета и внебюджетных источников .

Средства на реализацию Программы из федерального, краевого и местных бюджетов выделяются в пределах  утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов.

Сводные финансовые затраты по направлениям  долгосрочной Про­граммы приведены в приложении 2.

5. Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы

В результате реализации Программы предусматривается создание условий для увеличения занятости сельского населения и созданию новых рабочих мест, реконструкции и строительства объектов социальной сферы, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, развития местного самоуправления на селе.

Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в приложении 3.

6. Система управления реализацией Программы

Муниципальным заказчиком Программы является Администрация Тальменского района.

Исполнители обеспечивают:

выполнение мероприятий Программы;

совершенствование нормативной правовой базы в сфере устойчивого развития сельских территорий;

формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;

мониторинг реализации Программы;

подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году.

Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях, утверждаемых нормативными правовыми актами Администрации края, муниципальными нормативными правовыми актами.

Для последовательной реализации программных мероприятий проводится их ежегодная корректировка с рассмотрением итогов.

Координатором реализации программы является экономический отдел  Администрации  района, который ежеквартально совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей программы в установленном порядке.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к долгосрочной целевой программе «Устойчивое развитие сельских поселений  Тальменского района» на 2013–2020 годы

МЕРОПРИЯТИЯ

долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие сельских поселений  Тальменского района» на 2013–2020 годы


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Цели, задачи, мероприятия Сумма затрат, тыс. руб. Источники финансирования Исполнитель Ожидаемый результат от реализации  мероприятий
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Цель : повышение устойчивости развития экономики  и качества жизни населения района 
127690 72457 107659 66501 63550 90759 106650 107150 742416 итого по программе

снижение  до 1,2% уровня официально зарегистрированной безработицы;

повышение в 2раза  среднемесячных денежных доходов населения района;

ввод жилья в эксплуатацию

4612 4013 9396 3480 3050 5131 14030 14950 58662 местный  бюд­жет
56454 13324 43623 15021 8800 18378 22420 16870 194890 краевой бюджет
20380 5280 13720 5000 6000 15750 19700 9950 95780 федеральный бюджет
46244 49840 40920 43000 45700 51500 50500 65380 393084 внебюджетные источники
Задача 1: создание условий для развития малого бизнеса, в  том числе  сельского туризма* 10744 8840 20 100 100 19804 Итого
10744 8840 20 100 100 19424 внебюджетные источники
 1.1.   строительство базы отдыха и.п. Чикулаев С.В. 7224 7224 всего

И.п. Чикулаев С.В.

.

Строительство базы отдыха  объемом услуг 5594 чел.сут. в год
7224 7224 внебюджетные источники
Строительство базы 6462 6462 Оформление земельного участка, строительство гостевых домиков и основного корпуса .
внебюджетные источники
Приобретение  техники, оборудования для отдыха 98 98 всего Создание места отдыха для  привлечения туристов
98 98 внебюджетные источники
Наружные сети и сооружения ( водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение), благоустройство территории 664 664 внебюджетные источники

Благоустройство

территории

1.2 строительство базы отдыха в с. Шишкино 100 100 200 всего И.п. Гладышев Создание базы отдыха для  привлечения туристов
100 100 200 внебюджетные источники
1.3. строительство базы отдыха в р.п. Тальменка 3480 8820 12300 всего ООО « Круиз» Строительство базы отдыха в р.п. Тальменка, организация семейного отдыха

местный

 бюд­жет

3480 8820 12300 внебюджетные источники
1.3.1 Оформление документации и земельного участка 300 300 внебюджетные источники ООО «Круиз» Офомление  земельного участка и проектных документов
1.3.2. строительство гостевых домиков, главного корпуса 3180 8820 12000 внебюджетные источники Создание базы для семейного отдыха
Мероприятие 1.4 Смена категорий земельного участка и строительство базы отдыха в с.Староперуново  40 20 20 80 Внебюджетные источники ООО « Спортинвестиции» Строительство базы отдыха на 64 места
Задача 2: Стимулирование развития жилищного строительства 42562 47600 47900 47900 53700 58700 59200 76700 428462 всего отдел капитального строительства  архитектуры Администрации района, индивидуальные застройщики, молодые семьи , проживающие в сельской местности Ввод жилья составит более 40 тыс.кв.м., обеспечение жильем молодых специалистов, молодых семей( ежегодно по 10семей)
570 600 600 600 700 700 700 700 5170

местный

бюд­жет

4800 4800 5000 5000 5500 5500 5500 6000 33100 Федеральный бюджет
2192 2200 2300 2300 2500 2500 3000 5000 21992 Краевой бюджет
35000 40000 40000 40000 45000 50000 50000 65000 365000 внебюджетные источники
2.1 Смена категории земельного участка, присоединение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к с. Забродино и к с. Озерки 100 60 160 всего Комитет по управлению муниципальным  имуще ством и земельным отношениям Ввод нового жилья, п овышение уровн я обеспеченности жи льем
100 60 160

местный

 бюд­жет

Задача 3. Развитие социальной инфраструктуры, создание  комфортной  среды жизни, повышение качества услуг образования, 7147 5235 3151 809 16342 всего отдел капитального строительства и архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Повышение качества  предоставляемых услуг в сфере образования
1429 1047 630 131 3237

местный

 бюд­жет

5718 4188 2521 678 13105 краевой бюджет
3.1. Развитие сети  дошкольных учреждений 2265 1045 386 500 4196 всего отдел капитального строительства и  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие сети  дошкольных учреждений, улучшение качества предоставляемых услуг
453 209 77 400 1139 Местный бюджет
1812 896 309 100 3057 Краевой бюджет

3.1.1Капитальный ремонт

Кровли зданий МДОУ« Тальменский д.сад № 6,№ 8»

2265 2265 всего отдел капитального строительства и архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений
453 453

местный

бюд­жет

1812 1812 краевой бюджет

3.1.2Капитальный ремонт

кровли зданий МДОУ«Луговской дет.сад»

655 655 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, ввод дополнительных мест
131 131

местный

бюд­жет

524 524 краевой бюджет

3.1. 3Капитальный ремонт

кровли зданий МДОУ«Анисимовский дет.сад»

386 386 всего отдел капитального строительства и  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, ввод дополнительных мест
77 77

местный

бюд­жет

309 309 краевой бюджет

3.1. 4Капитальный ремонт

кровли зданий МДОУ«Среднесибирский  дет.сад»

390 390 всего

отдел капитального строительства  и архитектуры,  отдел по образованию Администрации района

Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, ввод дополнительных мест
78 78

местный

бюд­жет

312 312 краевой бюджет
3.1.5Приобретение здания для Курочкинского дет. сада 500 500 всего отдел капитального строительства , архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Улучшение условий
400 400 Краевой бюдж.
100 100 Местн.бюдж.
3.2.Развитие общеобразовательной сети 4882 4190 2765 309 12146 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений
976 838 553 278 2645

местный

бюд­жет

3906 3352 2212 31 9501 краевой бюджет

3.2.1 Капитальный ремонт

кровли зданий МОУ«Новоперуновская СОШ»

4632 4632 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений
926 926

местный

бюд­жет

3706 3706 краевой бюджет

3.2.2 Капитальный ремонт

кровли зданий МОУ«Анисимовская СОШ»

250 250 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений
50 50

местный

бюд­жжет

200 200 Краевой бюджет

3.2.3 Капитальный ремонт

кровли зданий МОУ«Тальменская  СОШ № 5, №1»

4190 4190 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений
838 838

местный

бюд­жет

3352 3352 Краевой бюджет

3.2.4 Капитальный ремонт

кровли зданий МОУ«Тальменская  СОШ№ 2»,»Тальменская ДЮСШ»

2765 2765 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений
553 553

местный

бюд­жет

2212 2212 краевой бюджет

3.2.5 Капитальный ремонт

кровли зданий МОУ«Зайцевская СОШ»

309 309 всего отдел капитального строительства и  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений
278 278 Краев.бюдж.
31 31 Местный бюдж.
Задача4 Развитие  культуры 368 670 750 750 1350 1150 11350 14950 31338 всего ++ Обеспечение предоставления качественных услуг в сфере культуры
182 384 400 400 950 750 8900 11900 23866

местный

бюд­жет

186 286 350 350 400 400 2450 3050 7472 краевой бюджет
4.1 Капитальный ремонт МКУК « Тальменский  межпоселенческий Дом культуры» в р.п. Тальменка 10000 13000 23000 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел культуры Администрации района Создание современных и комфортных условий для досуга  населения
8000 10400 18400

местный

бюд­жет

2000 2600 4600 краевой бюджет
4.2Укрепление материально-технической базы учреждений культуры 182 384 400 400 450 450 500 500 3266 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  культуры Администрации района Организация культурного досуга населения, увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях
182 384 400 400 450 450 500 500 3266

местный

бюд­жет

4.3  Пополнение библиотечных и музейных фондов 186 286 350 350 400 400 450 450 2872 всего Отдел культуры Администрации района Организация культурного досуга населения увеличение доли населения, посещающих библиотеки и музей
186 286 350 350 400 400 450 450 2872 Краевойбюджет
 4.4  Ремонт  Новоперуновского сельского дома культуры 500 500 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  культуры Администрации района ,отдел культуры Новоперуновского сельсовета Организация культурного досуга населения увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях
500 500

местный

бюд­жет

4.5. Ремонт  Кашкарагаихинского  сельского дома культуры 300 300 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  культуры Администрации района и сельского совета Организация культурного досуга населения, увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях
300 300

местный

бюд­жет

4.6 Ремонт Озерскогосельского дома культуры 400 400 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  культуры Администрации района и Администрации сельсовета Организация культурного досуга населения, увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях
400 400

местный

бюд­жет

 4.7. Ремонт Среднесибирского сельского дома культуры 500 500 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  культуры Администрации районаи Администрации сельсовета Организация культурного досуга населения, увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях
500 500

местный

бюд­жет

4.8 Ремонт Новоозерского сельского дома культуры 500 500 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  культуры Администрации района и Администрации сельсовета Организация культурного досуга населения, увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях
500 500

местный

бюд­жет

Задача 5: Развитие  инфраструктуры 74016 8700 55754 15450 8500 30100 36100 15500 244120 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел по образованию Администрации района Улучшение качества оказываемых услуг, обеспечение  населения качественной водой
3860 1650 7549 2250 1400 3550 4430 2350 27039 местный бюд­жет
54076 5320 37585 10200 5900 14800 16970 8820 153671 краевой бюджет
15580 730 9720 - 500 10250 14200 3950 54930 федеральный бюджет
500 1000 900 3000 700 1500 500 380 8480 внебюджетные источники
5.1 Реконструкция  центрального водопровода в р.п. Тальменка 400 400 1600 1600 500 500 5000 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел ЖКХ Администрации района, администрация Поссовета Обеспечение качественной водой населения р.п. Тальменка
200 200 400 местный бюд­жет
1000 1000 2000 краевой бюджет
400 400 400 400 500 500 2600 внебюджетн. источники
5.2 Реконструкция  локальных водопроводов в Новоозерском сельсовете.  100 100 100 2400 700 700 500 500 5100 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел ЖКХ Администрации района, Администрация сельсовета Обеспечение водой населения 
300 100 100 100 100 700 местный бюд­жет
2000 500 500 300 20 3320 краевой бюджет
100 100 100 100 100 100 100 380 1080 Внебюдж.источн.
5.3 Реконструкция  локальных водопроводов в с. Ларичиха 2400 300 1300 1400 500 5900 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, Администрация сельсовета Обеспечение водой населения
300 200 200 100 800 местный бюд­жет
2000 1000 1000 200 4200 краевой бюджет
100 300 100 200 200 900 внебюджет ист.
5.4 Реконструкция  локальных водопроводов в п. Среднесибирском 1000 1000 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение водой населения
100 100 местный бюд­жет
400 400 краевой бюджет
500 500 Внебюдж.ист.

5.5 Реконструкция  системы  водоснабжения  Курочкинского сельсовета

В с. Новоеловка

100 100 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение водой населения
100 100 местный бюд­жет

5.6 Реконструкция  системы водоснабжения

Ст. Озерки

2400 2400 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, Администрация сельсовета Обеспечение водой населения
300 300 местный бюд­жет
2000 2000 краевой бюджет
100 100 внебюджетные ист.
5.7. Реконструкция  системы водоснабжения в с. Луговое 400 400 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение водой населения
80 80 местный бюд­жет
320 320 краевой бюджет
5.8 Реконструкция  системы водоснабжения с.Анисимово 500 500 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение водой населения
100 100 местный бюд­жет
200 200 краевой бюджет
200 200 федеральный бюджет

5.9. Реконструкция  системы водоснабжения

С. Лушниково

200 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение водой населения
200 местный бюд­жет
5.10 Реконструкция системы теплоснабжения котельной ЖБИ в р.п. Тальменка 1000 1000 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Улучшение  работы систем теплоснабжения
100 100 местный бюд­жет
400 400 краевой бюджет
500 500 федеральный бюджет
5.11. Реконструкция  системы ГВС в с. Озерки 500

300

800 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Улучшение качества оказываемых услуг
100 100 200 местный бюд­жет
400 200 600 Внебюдж.
5.12 Реконструкция  системы теплоснабжения в р.п. Тальменка, центральная котельная 1000 1000 2000 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение населения  тепловой энергией и снижение потерь в сетях
100 100 200 местный бюд­жет
400 400 800 краевой бюджет
500 500 1000 федеральный бюджет
5.13 Замена котлов в котельной с. Новоперуново 800 800 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета

Экономия бюджетных средств и улучшение оказания услуг

По теплоснабжению

400 400 местный бюд­жет
400 400 Внебюдж.ист.
5.14 Установка модульной котельной в с. Ларичиха 10800 10800 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
800 800 местный бюд­жет
10000 10000 краевой бюджет

5.15 Газификация жилых домов в

р.п. Тальменка

1790 3300 5640 5000 5000 5500 6000 6000 38230 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
360 660 1128 1000 1000 1100 1200 1200 7648 местный бюд­жет
1430 2640 4512 4000 4000 4400 4800 4800 30582 краевой бюджет
5.16. Газификация  2 очереди с. Луговое 1200 1200 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
240 240 местный бюд­жет
480 480 федеральный бюджет
480 480 краевой бюджет

5.17. Газоснабжение

Жилых домов с. Анисимово, 3 очередь

2200 2200 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
440 440 местный бюд­жет
880 880 краевой бюджет
880 880 федеральный бюджет
5.18 Газоснабжение жилых домов с. Кашкарагаиха-2,3 очередь 2250 1000 3250 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
450 200 650 местный бюд­жет
1800 800 2600 краевой бюджет
5.19 Строительство межпоселкового газопровода до с. Таскаево,с. Новотроицк и внутрмпоселковые  газовые сети 40000 17414 8500 65914 итого по программе отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
1741 850 2591

местный

бюд­жет

7840 4250 12090 Федеральный бюджет
40000 7833 3400 51233 краевой бюджет
5.20.  Газоснабжение объектов амбулатории и жилых домов в с. Озерки( 4очередь) 16401 16401 итого по программе отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
1968 1968

местный

бюд­жет

7133 7133 краевой бюджет
7300 7300 федеральный бюджет
5.21  Внутрипоселковые газовые сети вс. Ларичиха 15325 15325 итого по программе отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
1532 1532

местный

бюд­жет

5513 5513 краевой бюджет
8280 8280 федеральный бюджет
5.22  Газопровод высокого  и среднего давления ГРП -4 и ГРП-6 в р.п. Тальменка 13200 13200 итого по программе отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
2640 2640 Местный бюджет
10560 10560 краевой бюджет
5.23.  Внутрипоселковые газовые сети в с. Новоперуново(3очередь) 19500 19500 итого по программе отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
1950 1950

местный

бюд­жет

7800 7800 краевой бюджет
9750 9750 федеральный бюджет

5.24 Ввнутрипоселковые газовые сети  (2,3очередь)

   в с. Луговое

18900 7500 26400 итого по программе отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, Администрация сельсовета Обеспечение природным газом населения поселений
1900 750 2650

местный

бюд­жет

7550 3000 10550 краевой бюджет
9450 3750 13200 федеральный бюджет

6.0 Развитие сельских парков(участие в грантах)

в с.  Озерки

1000 1000 всего отдел капитального строительства  архитектуры  Администрации района, Администрация сельсовета Разбивка парка, повышение уровня благоустройства
700 700 краевой бюджет
300 300 внебюджетные источники

7.0.Строительствоп парка отдыха

Р.п.Тальменка (участие в  Грантах )

3000 3000 всего отдел капитального строительства  архитектуры,  отдел  ЖКХ Администрации района, администрация Поссовета,индивидуальные предприниматели Повышение уровня благоустройства зоны отдыха
1000 1000 Краевой бюджет
2000 2000 внебюджетные источники

8.Развитие семейных животноводческих ферм

И.п.  Бровкина Г.А с. Наумово

25 15 внебюджетные источники И.п.БровкинаГА. Увеличение поголовья коров, ввод 2новых рабочих мест

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к муниципальной долгосрочной целевой программе

«Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района» на 2013–2020 годы

СВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ

по направлениям муниципальной долгосрочной целевой программы

«Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района» на 2013–2020 годы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ИТОГО
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Всего финансовых затрат 127690 72457 107659 66501 63550 90759 106650 107150 742416
в том числе:
из муниципального бюджета 4612 4013 9396 3480 3050 5131 14030 14950 58662
из краевого бюджета 56454 13324 43623 15021 8800 18378 22420 16870 194890
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) 20380 5280 13720 5000 6000 15750 19700 9950 95780
из внебюджетных источников 46244 49840 40920 43000 45700 51500 50500 65380 393084
Капитальные вложения 84534 24381 60639 18051 8100 30509 35750 15150 277114
в том числе
из муниципального бюджета 3890 3079 8596 2680 1400 3681 4430 2350 30106
из краевого бюджета 53944 10752 41423 12371 5500 15078 16520 8370 163958
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) 15796 730 9720 500 10250 14200 3950 55146
из внебюджетных источников 10904 9820 900 3000 700 1500 600 480 27904

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к муниципальной долгосрочной целевой программе  «Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района» на 2013–2020годы

ДИНАМИКА

важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации муниципальной долгосрочной целевой программы  «Устойчивое развитие сельских поселений Тальменского района» на 2013–2020 годы


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Целевой индикатор Единица измерения Значение индикатора по годам
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1 2 4 5 6 7 8 9 10 11
Среднемесячные денежные доходы руб. 8596 9198 9842 10534 12323 13185 14240 15522
Номинальная заработная плата одного работника руб. 14043 15166 16531 17357 18926 20251 21668 23835
Ввод новых рабочих мест чел. 110 113 115 117 119 120 121 125
Уровень официально зарегистрированной безработицы % 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1
Количество проектов, поддержанных в рамках грантовой программы ед. 1 2 2 1 1 1 1 1
Ввод жилья тыс. кв. м 10,2 10,3 10,3 10,4 10,5 10,5 10,6 10,7
Обеспеченность жильем кв. м на душу населения 19,8 19,9 20 20,1 20,2 20,3 20,5 21
Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений мест 140 20 95 20
Ввод в действие локальных водопроводов км 1,8 2,0 1,8 2,0 2,0 3,0 3,0 3,0
Создание филиалов ДЮСШ в селах района ед. с нараст. итогом 1 1 2 3 4 5 5 6


Joomla templates by a4joomla