Понятие муниципальных правовых актов и порядок обжалования

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
по вопросам местного значения
населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Сокращения: МО – муниципальное образование; ОМСУ – органы местного самоуправления; МСУ – местное самоуправление; ФЗ – федеральный закон.

 

Законодательно выделены  два вида муниципальных правовых актов: нормативные и ненормативные.

Ненормативные правовые акты подразделяются на:

- решения, действия, бездействие органов местного самоуправления;

- решения, действия, бездействие должностных лиц органов местного самоуправления.

Сокращение: ОМСУ – органы местного самоуправления.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Гражданин (юридическое лицо) вправе обратиться с жалобой на муниципальные правовые акты, которые нарушают права и свободы, непосредственно в суд либо в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностному лицу. Право выбора способа защиты нарушенных прав и свобод принадлежит самому гражданину (юридическому лицу).

 

Порядок судебного обжалования муниципальных правовых актов определен:

1) Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (далее – КАС РФ). Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих и др.

До введения в действие КАС РФ (15.09.2015) дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не относилось федеральным законом к компетенции иных судов, рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ.

Порядок введения в действие КАС РФ определяется Федеральным законом
«О введении в действие Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации», в соответствии с которым:

- дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ;

- не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются
в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

 

2) Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (далее – АПК РФ). Арбитражные суды в порядке, предусмотренном АПК РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. При этом, речь идет об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Joomla templates by a4joomla