С популяризацией среди населения средств мобильной связи на протяжении последних нескольких лет сложился новый самостоятельный и весьма масштабный вид преступлений — телефонное мошенничество.

 

Основной принцип мошенничества — ввести жертву в заблуждение, установив с ней доверительные отношения, и, воспользовавшись этим доверием, побудить её под тем или иным предлогом добровольно передать деньги, имущество, права на что-либо мошеннику. Эта «добровольность» делает мошенничество особенным в ряду других корыстных преступлений: во-первых, жертва, даже поняв, что её обманули, часто вообще не обращается в правоохранительные органы, стыдясь своего легковерия или будучи уверена, что всё равно ничего не удастся сделать; во-вторых, доказать состав преступления бывает достаточно сложно, так как для этого необходимо объективно подтвердить факт обмана.

В раскрытии таких преступлений больше всего мешает молчание самих потерпевших. Так за 2012г. на территории района зарегистрировано всего 16 сообщений о преступлениях, связанных с телефонным мошенничеством. Возбуждено 2 уголовных дела. При этом каждый третий житель получал сомнительные сообщения.

Мошенничество построено на знании психологии и стереотипов поведения человека. Стратегия и тактика мошенничества обычно хорошо продуманы. Они направлены на достижение цели с минимальным для мошенника риском. Конкретные способы обмана могут быть очень разнообразными.

Самым распространенным видом телефонного мошенничества остается так называемый «случай с родственниками». Мошенник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что задержан в полиции. Причины называются разные — совершил аварию, или у него нашли наркотики или покалечил кого-то в драке. Но есть возможность за деньги «решить вопрос». Деньги необходимо привезти в определенное место и передать доверенному человеку. Цена выкупа варьируется от 50 до 100 тысяч рублей. Если абонент соглашается привезти деньги, то ему называют адрес.

Также, зарегистрированы попытки введения граждан в заблуждение действуя от имени работников кредитных учреждений. В частности абоненту приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована и дается номер для справки. Когда владелец карты по нему звонит, ему сообщают о том, что произошел электронный сбой и чтобы банковскую карту разблокировать, просят сообщить ее номер и пин-код. После чего легко снимают деньги со счета.

Не менее распространенный способ мошенничества - розыгрыш призов. Абонента поздравляют с крупным выигрышем в лотерее. А затем предлагают активировать карты экспресс-оплаты. И назвать оператору коды.


Относительно малораспространенными способами, считаются:

Платный код. Поступает звонок якобы от оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу. Или — для перерегистрации, чтобы избежать технического сбоя. Абоненту предлагается набрать под диктовку код, который на самом деле является комбинацией для перевода денег со счета абонента на счет мошенников.

Ошибочный перевод средств. Абоненту приходит sms-сообщение, что на его счет пришли деньги с помощью услуги «Мобильный перевод». Тут же поступает звонок и абонента просят вернуть сумму обратно тем же „Мобильным переводом".

Следует помнить, что способы телефонного мошенничества постоянно совершенствуются. На сегодняшний день информационная борьба видится одним из основных путей противодействия проблеме. Следует внимательно относиться к предупреждениям от операторов сотовой связи, правоохранительных органов, средств массовой информации о схемах обмана, применяемых мошенниками с использованием услуг сотовой связи. Необходимо убедиться в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, оператора сотовой связи, чиновниками, родственниками, знакомыми или прочими лицами.

Поспешные действия могут привести к материальному ущербу.

Joomla templates by a4joomla