Утверждено постановлением

Администрации Тальменского района

От____________№____

Муниципальная программа

«Развитие туризма в Тальменском районе

на 2022 – 2026 годы»

Паспорт муниципальной программы

«Развитие туризма в Тальменском районе

на 2022 – 2026 годы»

Наименование программы

Муниципальная программа «Развитие туризма в Тальменском районена 2022 – 2026 годы» (далее-программа)

Ответственный исполнитель программы

Администрация Тальменского района (далее- Администрация района)

соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Администрация района (экономический отдел в т.ч. ИКЦ, отдел по физической культуре, спорту и делам молодежи, комитет по аграрным вопросам , комитет по управлению муниципальным имуществом , отдел по капитальному строительству и архитектуре, отдел организационной работы и взаимодействия с ОМС , отдел документационного обеспечения, отдел по, информатизации и работе с обращениями граждан),

МКУК «Тальменский МфКЦ»;

Отдел культуры Администрации района;

Отдел образования Администрации района;Администрации сельсоветов и поссовета (по согласованию);

КГБПОУ «ТТТ» (по согласованию);

субъекты туристской индустрии (по согласованию); организации всех форм собственности (по согласованию)

Программно- целевые инструменты программы

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996

№ 132-ФЗ, закон Алтайского края от 03.04.2018 № 14-ЗС "О туризме в Алтайском крае", закон Алтайского края от 11.11.2019 № 83-ЗС "Об особо охраняемых территориях рекреационного назначения в Алтайском крае", государственная программа Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае", утвержденная постановлением Правительства Алтайского края от 23 марта 2020 года № 126

Основная цель программы

Развитие туристско-рекреационного въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, а также повышение его конкурентноспособности и доступности на региональном и российском рынке.

Основные задачи программы

еализация комплекса мероприятий, направленных
на продвижение
туристских ресурсов Тальменского района;

-создание условий для устойчивого функционирования и развития субъектов туристской индустрии;

-содействие в разработке новых туристских продуктов и туристических маршрутов;

- сохранение природного и историко-культурного наследия Тальменского района, дальнейшее развитие музейно-выставочного дела;

- создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях

Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы

- количество субъектов, оказывающих туристские услуги;

-количество мест размещения;

-численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения;

- темп роста численности занятых в сфере туризма к предыдущему году;

- число разработанных и утвержденных туристских маршрутов

Сроки реализации программы

2022-2026 годы(без разделения на этапы)

Объемы и источники финансирования

программы

На реализацию программы запланированы средства районного бюджета,а   так же могут быть привлечены средства субъектов, оказывающие услуги в сфере туризма, грантовая поддержка за счет средств краевого бюджета, иные внебюджетные средства организаций, инвесторов.

Общий объем в 2022-2026 годах составляет 1236тыс. руб., в том числе по годам:

2022-   17 тыс. рублей

2023- 696 тыс. рублей

2024-312 тыс. рублей

2025-103 тыс. рублей

2026- 108 тыс. рублей

из них:

за счет средств краевого бюджета – 0,0 тыс. руб.,

за счет средств районного бюджета - 1236тыс. руб.,

за счет внебюджетных средств-0 тыс. руб.;

в том числе по годам:

средства краевого бюджета :

2022-0 тыс. руб.;

2023-0 тыс. руб.;

2024-0 тыс. руб;

2025-0 тыс. руб.;

2026-0 тыс. руб.;

средства   районного бюджета-1236тыс. рублей:

2022-   17тыс. рублей

2023-696тыс. рублей

2024-312тыс. рублей

2025-103 тыс. рублей

2026-108 тыс. рублей

внебюджетные средства 0,0 тыс. руб.,

в том   числе по годам:

2022 г.     0 тыс.руб.;

2023 г.   0 тыс.руб.;

2024 г.     0 тыс.руб.;

2025 г.    0 тыс.руб.;

2026 г.     0 тыс.руб..

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей краевого,районного бюджетов, получения грантовой поддержки субъектами туриндустрии, инвестиционных и иных внебюджетных вложений   иными организациями

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- создание в Тальменском районе современной туристской индустрии, увеличение количества субъектов, оказывающих услуги в сфере туризма к концу 2026 года до10ед.;

- количество мест размещения к концу 2026 года до543 ед.;

-численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, к концу 2026 года до 9тыс. человек;

- создание дополнительных рабочих мест, увеличение темпа роста численности занятых в сфере туризма к предыдущему году, к концу 2026 года до 16 %;

- число разработанных и утвержденных туристских маршрутов к концу 2026 года до 5 ед.

Общие положения

Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Развивать и максимально реализовывать его - основная задача Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.

Туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития многих регионов России, в том числе Алтайского края и Тальменского района.

Все больше уголков Алтайского края становятся доступными для туристов, регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для региона видам туризма, созданы профессиональные сообщества, идет работа по формированию положительного имиджа края как одной из основных туристских направлений России.

     Туризм рассматривается сегодня как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

В 2011 году была принята краевая целевая программа "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы, положившая начало реализации государственной политики в сфере туризма на территории региона программно-целевыми методами .В целях повышения эффективности правового регулирования на региональном и муниципальном уровнях в 2018 году в Алтайском крае принят закон "О туризме в Алтайском крае", в 2019 году принят закон "Об особо охраняемых территориях рекреационного назначения в Алтайском крае".В настоящее время на территории края реализуется государственная программа «Развитие туризма в Алтайском крае», утвержденная постановлением Правительства от 23.03. 2020 г № 126.

  1. 1.Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и прогноз развития туризма на территории Тальменского района

Территориально район подразделяется на 17 сельских советов и 1 поселковый. В 42 населенных пунктах проживает 45,6 тыс. человек, в т.ч. в р.п.Тальменка – 18,8 тыс. человек.

Тальменский район располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Осуществлению туристической деятельности способствует близость городов Барнаула и Новосибирска, а так же прохождение автомобильных дорог федерального и регионального значения, двух железнодорожных магистралей, разнообразие природных ландшафтов.

Природное и культурно-историческое разнообразие позволяет развивать многие виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: культурно-познавательный, деловой, экологический, исторический и т.д. Учитывая масштабность задач, связанных с развитием индустрии туризма, наиболее действенным инструментом для их решения является программноцелевой метод, поскольку позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного и инвестиционного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы туризма на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти и других заинтересованных сторон. Одной из основных задач Администрации района для дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма является создание благоприятных условий для его развития.

Тальменский район обладает высоким историко-культурным и туристско-рекреационным потенциалом для комплексного развития сферы туризма в районе.

Из культурно-исторических объектов - памятник дружбы русского и белорусского народа «Алтай-Хатынь», мемориальный комплекс парка «Победы» р.п.Тальменка, памятники археологии на территории Усть-Чумышского заказника «Кокуйское городище», «Новотроицкие курганы», курганная группа в районе села Зайцево, ЗайцевскийЕлбан, партизанские могилы, связанные с гражданской войной на территории района.

На территории района находятся гидрологические, геологические и комплексные памятники природы: озеро Хомутинка -р.п.Тальменка, озеро «Большое»- с.Озерки, озеро «Чертово»- с.Новоперуново, искусственное насаждение рекреационного значения парк «Березка» р.п.Тальменка, парк «Березовая роща» р.п.Тальменка, природный комплекс с естественным растительным сообществом, лесной массив «Тальменское урочище» р.п. Тальменка.

Кроме того, на территории района расположены государственные природные комплексные заказники «Усть-Чумышский» и «Кислухинский», в которых широко представлен растительный и животный мир.

На территории Тальменского района функционирует 8 объектов туристической инфраструктуры, в том числе 6 коллективных средств размещения,1 санаторий и одно детское оздоровительное учреждение. Всего объектами может быть предоставлено 491 место единовременного размещения, в том числе сезонно (детский летний оздоровительный лагерь)-90 мест и круглогодично -401место.

По итогам 2020 года район посетило около 4,4 тыс. человек .

Лидерами туркомплексов являются: «Русский дом» и санаторий «Обские плесы».

База отдыха «Русский дом» представляет полный комплекс услуг отдыха для желающих пожить в Русской деревне и отведать Русскую кухню. Посетить это место, словно окунуться в сказку со сказочными героями и невероятной атмосферой Русской природы.

Лечебно-оздоровительный туризм представлен санаторием «Обские плесы», где ежегодно проводится модернизация как оборудования, так и мест проживания, построен современный бассейн. Здравница расположена в одном из самых красивых мест Алтайского края - на территории государственного Кислухинского заказника краевого значения в реликтовом ленточном бору на правом берегу крупной протоки реки Обь. Федуловская протока славится у любителей ловли рыбы, а также активным отдыхом летом и зимой.В «Обских плесах» богатое разнообразие номерного фонда различных категорий с количеством мест на 183 человека.

В настоящее время в районе действуют база отдыха на 56 мест     «Столица Мира». «Столица мира» - отличный вариант для тех, кто устал от ежедневной суеты и городского шума.Туркомплекс находится в одном из живописных мест Тальменского района в с. Кашкарагаиха вдоль оз. Черненькое, здесь будут рады предложить незабываемую рыбалку, купание в чистом и теплом озере, катание на катамаранах, пешие и конные прогулки на свежем воздухе, услуги бани и фитобочка с расслабляющими травяными настоями. Спецпредложение от «Столица мира»-это приглашение для молодоженов провести современную выездную торжественную регистрацию на берегу озера.

На федеральной трассе Р-256 расположены два объекта придорожного сервиса с гостиничными номерами:

Один объект это «Общество с ограниченной ответственностью «Грань Алтая» - современный комплекс высокоевропейского стандарта, дважды становилось победителями краевого конкурса «Лучшийобъект дорожного сервиса», а в 2016 году занял второе место по Российской Федерации в конкурсе «Лучший многофункциональный комплекс объектов дорожного сервиса», а также данная организация включена в сеть базовых предприятий Алтайской академии гостеприимства.

Данный комплекс расположен на федеральной трассе Р-256 «Чуйский тракт» на границе Новосибирской области и Алтайского края на 138 км в Тальменском районе. Является одним из приоритетных объектов придорожного комплекса, связывающий Западную Сибирь с особой экономической зоной "Бирюзовая Катунь" и уникальными природными объектами маршрутов Малого и Большого Золотых колец Алтая.

Второй объект -это Таверна «У дяди Вити», еще один современный комплекс придорожного сервиса, находящийся на федеральной автодороге Р-256 «Чуйский тракт» в районе р.п. Тальменка, представляющий собой современный комплекс с комфортабельными уютными номерами стандарт-класса, с доступными условиями для комфортного проживания. На территории таверны имеется красочная площадка с мультипликационными героями для фото-зон и отдыха посетителей, созданная мастерами-ремесленниками Тальменского района и Алтайского края.

По направлению в г. Кемерово в 3 км от Чуйского тракта по трассе Алтай – Кузбасс круглосуточно работает гостиница «Сибиряк». К услугам посетителей предлагается: гостиница,  кафе, летнее кафе, банкетный зал, зал караоке, бильярд, душ, стоянка автомобилей, легковых и большегрузных.

Для детей в летнее каникулярное время предоставляется возможность отдохнуть в детском летнем оздоровительном лагере, расположенном в с. Озерки.

Тем не менее значительные туристические ресурсы района сегодня используются лишь частично. Не получил организованной основы спортивный, экологический туризм, не развивается сельский туризм.

Программный подход к решению проблем развития туризма позволит сформировать его туристический имидж, активизировать инвестиционную активность предпринимательского сообщества в данной сфере.

2.Приоритетные направления реализации программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей, основные ожидаемые конечные результаты программы, сроки ее реализации.

Туризм – это не только теплое море, желтый песок и безграничные развлечения под пальмами. Путешествия бывают разными, и любой ценитель может выбрать отдых по душе. Активный, молодежный, оздоровительный, детский, религиозный, пляжный, сельский и т.д.

Тальменский район располагает значительным и разнообразным потенциалом для развития внутреннего туризма. Природное и культурное разнообразие района позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: рекреационный, лечебно-оздоровительный, спортивный, деловой, образовательный, научный, сельский, охота и рыбалка.

Кроме того, развитие туризма на территории Тальменского района может выступить в качестве катализатора социально-экономического развития местных муниципалитетов Тальменского района. Для отдельных территорий развитие туристско-рекреационного комплекса может стать одним из путей повышения качества жизни, активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, привлечения ресурсов и способствовать эффективному использованию имеющегося природного и трудового потенциала. Важным фактором является и то, что, оказывая мультипликативное воздействие и выступая катализатором социально-экономического развития, туристская индустрия в отличие от многих других отраслей не приводит к истощению природных ресурсов.

Наиболее перспективными для развития территории Тальменского района являются следующие виды туризма:

Рекреационный туризм(лечебно-оздоровительный туризм) востребован населением в любое время года и базируется на местных рекреационных ресурсах Тальменского района.

Спортивный туризм или спортивно-оздоровительный туризм — как вид спорта и как любительский вид физической культуры и спорта. К спортивному туризму можно привлечь жителей района без ограничений по возрасту.

К перспективным видам спортивно-приключенческого туризма могут быть отнесены соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, соревнования по спортивному туризму на водных дистанциях, командные соревнования и легкоатлетический кросс и другие. В зимнее время - лыжные и снегоходные маршруты, а также рыбная ловля.

Целесообразно объекты спорта и туризма активно интегрировать между собой, создавая условия для использования спортивных объектов в туристско-развлекательных целях, а туристских - в спортивных целях. Размещение спортивных объектов на территориях туристско-рекреационных парков будет способствовать более рациональному их использованию.

Детский оздоровительный лагерь «Золотой ключик» наиболее перспективен для развития пешего и других видов туризма. При решении вопроса о ежегодном функционировании данного учреждения, появляются возможности проведения лыжных, пеших, вело-, маршрутов.

В районе существуют перспективы для развития рыбной ловли. Ничто так не расслабляет и не приближает к природе, особенно мужскую часть населения, как рыбалка в Тальменском районе.

Событийный туризм опирается на привлечение массового контингента туристов.

Ведущее место занимает центр района –р.п.Тальменка. Здесь ежегодно проводятся десятки мероприятий: деловых, спортивных, культурных, общественных. Ежегодно жители района становятся участниками фестивалей, форумов, мероприятий при проведении Дня района, олимпиад, Дня молодежи и иных.

Успешное развитие событийного туризма во многом зависит от совместной разработки графика проведения событийных мероприятий в сфере культуры, спорта и молодежной политики, организуемых в районе и на территориях сельсоветов Тальменского района.

Экологический (сельский) туризм базируется на наличии природных достопримечательностей; использовании элементов исторической народной жизни и быта; стремлении людей провести отпуск, работая на земле, общаясь с животными вдали от городского шума в условиях деревенского быта. Его основу могут составить небольшие частные крестьянские хозяйства. При обслуживании туристов он не требует кардинального изменения быта и уклада жизни сельских жителей. На территории Тальменского района имеется гидрологические, геологические и комплексные памятники природы: озеро Хомутинка р.п.Тальменка, озеро «Большое» с.Озерки, озеро «Чертово» с.Новоперуново, парк «Березовая роща» ДОКа р.п.Тальменка, парк «Березовая роща» завода «Тальмаш» р.п.Тальменка, природный комплекс с естественным растительным сообществом, лесной массив «Тальменское урочище» р.п. Тальменка.Кроме того, на территории района расположены государственные природные комплексные заказники «Усть-Чумышский» и «Кислухинский», в которых широко представлен растительный и животный мир.

Со стороны органов местного самоуправления Тальменского района необходима подготовка территорий, возможно заброшенных поселений, для привлечения инвесторов по созданию объектов экологического (сельского) туризма.

Этнический (ностальгический)туризм в настоящее время активно востребован и опирается на желание посещать индивидуально или небольшими семейными группами, бывшими соотечественниками мест, где жили их предки или они сами, в том числе мест компактного проживания. Этот вид туризма тесно связан с экологическим (сельским) туризмом и имеет близкие с ним проблемы в своем развитии. В с.Кашкарагаиха и с.Шишкино -чувашский быт; с.Зайцево обычаи немецкой культуры.

Познавательный и культурно развлекательный туризм базируется на наличии в области ресурсов, имеющих культурную и историческую ценность. В настоящее время исторические и археологические памятники рассредоточены по Тальменскому району, имеют слабую доступность, многие пригодны только для внутрирайонных краеведческих целей. Для включения в туристические маршруты таких объектов необходим комплексный подход: разработка генеральных планов развития населенных пунктов, подготовка объектов к посещению туристами, улучшение их содержания и ремонта,(дом купца Бубнова, церковь с.Лушниково,Новотроицкие курганыи многое другое) сооружение смотровых площадок (с.Озерки и ст.Озерки, место съемок фильма «Кощей бессмертный»), формирование новых экспозиций в музеях, разработка легенд, путеводителей и т.п.

Деловой туризм: предприниматели тоже любят путешествовать, но предпочитают извлекать из поездок выгоду, хотя при деловом туризме она не носит материального характера. Можно: презентовать свой продукт, получить новые знания и опыт, установить крепкие партнерские связи для последующего сотрудничества, поддержать уже имеющиеся контакты, провести переговоры в неформальной обстановке.

На территории района есть возможность для посещения следующих организаций: Деревообрабатывающее предприятие ООО «Алтай-Форест», расположенное в селе Ларичиха; ООО "МАГТАЛ" - организация по производству рыбной продукции, расположенное на въезде в с.Таскаево.; ООО"МитПром"'-животноводческий комплекс и ООО РК «Алтай Рыба»- производство рыбной продукции, ракообразных и моллюсков, расположенные в поселке Среднесибирский; ООО « Аврора»-предприятие по производству чулочно-носочных изделий в с. Озерки.На данные предприятия мы можем организовывать экскурсии выпускников школ, техникума.

Образовательный туризм, в котором сочетаются отдых и образовательная деятельность. В туре может быть предусмотрено образование с элементами отдыха. Целью образовательного тура могут стать выездные курсы повышения квалификации, сюда относятся туры профессионального обучения на базе МБОУ «Тальменская СОШ №5»(разработана экскурсионная программа ,на базе школы создано бюро « Тальтур»),а также КГБОУ «Тальменский Технологический Техникум». Для студентов и школьников на базе «Столица мира», в период летних каникул работает английская школа.

Транзитный туризм: остановки туристов по пути следования к месту назначения. Особенностями транзитного туризма являются его кратковременный характер, обязательное наличие соответствующей инфраструктуры и тесная связь с другими видами туризма, в первую очередь с познавательным туризмом. По определению, транзитным туристом является путешественник, посещающий местность на срок не более чем на 24 часа. Однако при наличии благоприятных условий, как, например, развитая инфраструктура, достопримечательности, подготовленные для осмотра, транзитный турист может задержаться, либо следующий раз выбрать эту местность в качестве конечной цели путешествия.

Важной предпосылкой для развития транзитного туризма в Тальменском районе является прохождение трассы «Новосибирск – Ташанта», связывающей между собой туристские объекты придорожного сервиса Тальменского района.

2.1 Цели и задачи муниципальной программы

Основной целью муниципальной программы является развитие туристко-рекреационного въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, а так же повышение его конкурентоспособности и доступности на российском рынке.

К числу основных задач муниципальной программы, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

еализация комплекса мероприятий, направленных на продвижение туристских ресурсов Тальменского района ;

-создание условий для устойчивого функционирования и развития субъектов туристской индустрии

-содействие в разработке новых туристских продуктов и туристических маршрутов;

- сохранение природного и историко-культурного наследия Тальменского района, дальнейшее развитие музейно-выставочного дела;

- создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях.

2.2. Перечень показателей (индикаторов) программы и основные ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы

Перечень показателей (индикаторов) Программы включает основные показатели, характеризующие решение задач и достижение целей Программы, а также количественно отражающие ход реализации основных мероприятий Программы.

Перечень показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой плановых значений по годам её реализации приведен в Приложении № 2 к настоящей Программе.

Реализация программы обеспечит достижение в 2026 году следующих положительных результатов:

-количество субъектов, оказывающих туристские услуги- 10ед.;

-количество мест размещения составит 543ед.;

- темп роста численности занятых в сфере туризма (к предыдущему году) 16%;

- число разработанных и утвержденных туристских маршрутов 5ед.;

- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения 9 тыс. чел. в год.

2.3. Сроки и этапы реализации программы

Программа предполагает достижение цели и основных задач по созданию прочных предпосылок и условий для развития внутреннего и въездного туризма на территории Тальменского муниципального района в 2026 году путем реализации комплекса мероприятий.

Программа реализуется с 2022 по 2026 годы. Этапы реализации муниципальной программы не выделяются.

3. Обобщенная характеристика мероприятий программы

В рамках Программы для выполнения поставленных цели и задач предусмотрено реализовать 13основных мероприятий.

Прежде всего, необходимо реализовать мероприятия по продвижению уже имеющейся и сложившейся в районе базы туристических ресурсов, а именно: сформировать с участием субъектов сферы туризма справочники, буклеты, путеводители для размещения их на сайте Администрации района, распространение при проведении различных массовых мероприятий с приглашением гостей из других регионов, распространение в организациях и предприятиях района.

Проведение различных праздничных мероприятий привлечет внимание население соседних регионов для посещения нашей территории.

- Второй блок мероприятий направлен на развитие туристской инфраструктуры, укрепление материально-технической базы объектов, привлечение инвесторов в данную сферу.

В результате реализации указанных мероприятий будут привлекаться средства из краевого бюджета (субсидии, гранты) путем участия субъектов туристической сферы района в краевых программах, краевых   конкурсах.

Для взаимодействия всех имеющихся мест размещения туристов и мест показа необходима разработка карт экскурсионных маршрутов, установка рекламных щитов, что нашло отражение в третьем блоке мероприятий программы.

В программных мероприятиях запланировано развитие музейной деятельности в районе, особое внимание будет уделяться в работе со школьниками.

И основной   совместной задачей является привлечение инвесторов в данную сферу, предоставление земельных участков для строительства новых объектов, расширение сферы услуг , а значит и создание новых рабочих мест в поселениях района.

Проведенные мероприятия будут способствовать увеличению потока туристов в район, развитие внутреннего туризма, привлечение экскурсантов в район на событийные мероприятия, а также увеличению объема туристических платных услуг, оказанных населению.

4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы

         Мероприятия Программы реализуются за счёт средств краевого бюджета в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, районного бюджета, предусмотренных в бюджете Тальменского района на очередной финансовый год, внебюджетных источников.

Общий объём финансирования Программы в 2022-2026 годах составляет 1236тыс. рублей, в том числе по годам:

- 2022 год – 17 тыс. рублей,

- 2023 год –696 тыс. рублей,

- 2024 год –312 тыс. рублей,

- 2025 год - 103 тыс. рублей,

- 2026 год –108тыс. рублей,

из них:

за счет средств краевого бюджета – 0,0 тыс. руб.,

за счет средств районного бюджета 1236 тыс. руб., в том числе по годам:

- 2022 год – 17 тыс. рублей,

- 2023 год –696 тыс. рублей,

- 2024 год –312 тыс. рублей,

- 2025 год - 103 тыс. рублей,

- 2026 год –108 тыс. рублей

за счет внебюджетных источников 0 тыс. руб.

Объемы финансирования мероприятий муниципальной программы подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о краевом бюджете, а также решений Тальменского РСНД о бюджете Тальменского района на соответствующий финансовый год.

В случае экономии средств районного бюджета при реализации одного из мероприятий муниципальной программы допускается перераспределение данных средств на осуществление иных программных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в бюджете Тальменского района на соответствующий год.

Сводные финансовые затраты на реализацию муниципальной программы приведены в Приложении № 3.

5.Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками

Основные внешние риски, влияющие на достижение поставленных целей, а также меры по их минимизации приведены в таблице:

Возможные риски

Вероятность

Сила

влияния

меры минимизации

Изменение федерального, регионального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки

средняя

средняя

Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве и своевременная корректировка муниципальных нормативных правовых актов

Финансовые риски, связанные с недостаточным финансированием мероприятий Программы

высокая

высокая

1. Своевременная подготовка сметы расходов на проведение   планируемых мероприятий

2. Ежегодное уточнение объёмов финансирования Программы, исходя из возможностей районного бюджета

3. Корректировка объёмов ресурсного обеспечения в зависимости от результатов выполнения мероприятий Программы

Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации Программы запланированным

средняя

средняя

1. Проведение ежегодной оценки эффективности реализации мероприятий Программы

2. Анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации Программы от запланированных

3. Оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Программы

Социальные риски,связанные с недоверием со стороны граждан и бизнессообщества к целесообразности реализаций мероприятий Программы

средняя

высокая

1. Повышение открытости за счет постоянного информирования граждан об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов передачи информации

2. Пропаганда успешных проектов и начинаний

6.Методика оценки эффективности программы

Оценка эффективности муниципальной программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, целесообразности и адресности использования бюджетных средств их целевому назначению в соответствии с Приложением 2 к Порядку разработки, реализации оценки эффективности муниципальных программ, утвержденному Постановлением АдминистрацииТальменского района от 29.09.2020 № 776.

Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы Тальменского района проводится на основе оценок по трем критериям:

степени достижения целей и решения задач муниципальной программы;

соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств районного, краевого бюджетов, внебюджетных источников муниципальной программы;

степени реализации мероприятий муниципальной программы.

Оценка степени достижения целей и решения задач программы производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов программы и их плановых значений.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования.

Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации муниципальной программы производится путем сопоставления количества выполненных мероприятий к запланированному количеству.

Реализация программы характеризуется :

-высоким уровнем эффективности (80% и выше);

-средним уровнем эффективности (от 40% до 80%)

Если программа не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень ее эффективности признается низким.

  1. 7.Механизм реализации Программы и контроль

Ответственным исполнителем муниципальной программы является Администрация Тальменского района, которая осуществляет реализацию Программы, включая координацию деятельности участников программных мероприятий и контроль за достижением запланированных показателей (индикаторов).

Участники Программы в рамках своей компетенции обеспечивают:

выполнение намеченных мероприятий,

подготовку предложений по корректировке муниципальной программы;

представление информации/отчетов о ходе реализации программы в Администрацию Тальменского района.

Участники мероприятий муниципальной программы представляют информацию о ходе ее реализации в Администрацию района ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Администрация района ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в установленном порядке составляет сводный отчет о ходе выполнения муниципальной программы.

Годовой отчет о ходе реализации МП подлежит размещению на официальном сайте Администрации Тальменского района.

Joomla templates by a4joomla