1. Очень часто возникает вопрос о том, каким образом рассчитывается плата за вывоз ЖБО (жидкие бытовые отходы) и оплата водоотведения. Вроде, обе услуги представляют собой практически один и тот же процесс, но вот по факту плата за вывоз ЖБО, как и сама его суть, все-таки отличается от водоотведения.
Проблема расчета платы за вывоз жидких бытовых отходов обусловлена несовершенством действующего федерального законодательства. Ранее, до 1 января 2013 года, государственное регулирование услуги водоотведение осуществлялось на основании федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ. Данным законом четкие понятия водоотведения определены не были и затраты на вывоз жидких бытовых отходов (далее – вывоз ЖБО) были учтены в тарифе на услугу водоотведение.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Данным законом определено понятие водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. В случае если, водоотведение осуществляется из выгребных ям ассенизационными машинами, канализационные устройства не присоединены к центральной линии канализации, данная услуга представляет собой вывоз ЖБО и не подходит под понятие водоотведение.
Соответственно, расчет вывоза ЖБО не производится по тому же порядку, что и водоотведение. Кроме того, это разные услуги, и порядок оплаты за них регулируются разными нормативно-правовыми актами: расчет вывоза ЖБО - Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (с изменениями от 6 мая 2011 г.), а оплата водоотведения - Правилами расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в редакции от 16.04.2013).
Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, вывоз жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг и, соответственно, являясь жилищной услугой, устанавливается на 1 кв. метр общей площади помещения исключительно для многоквартирных домов.
Предоставление услуг по вывозу ЖБО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.97 № 155 . Услуги по вывозу ЖБО оказывают организации независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели по возмездному договору (п. 2 Правил). То есть исполнителем по такому договору может быть любая коммерческая организация, видом деятельности которой является вывоз ЖБО.
Услуга по вывозу жидких бытовых отходов относится к нерегулируемым видам услуг, поэтому стоимость платы по ее оказанию определяется организацией исполнителем.
Тариф по вывозу жидких бытовых отходов в размере 83 руб. за 1 кубометр вывезенных жидких бытовых отходов действовал в течение нескольких лет и ввиду инфляционных процессов утратил экономическую обоснованность.
Во избежание убытков коммунального предприятия был утвержден новый тариф на данную услугу, согласно калькуляции. Данное действие является правомерным.
Так как деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов является потенциально конкурентной и собственники вправе на общем собрании собственников многоквартирного дома принять решение о заключении прямого договора с организациями (по выбору), осуществляющими сбор и вывоз жидких бытовых отходов исходя из фактического объема откачиваемых стоков и тарифа организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Вместе с этим, в случае, если выгребная яма согласно технической и правоустанавливаюшей документации не относится к общему имуществу Вашего много квартирного дома, полагаем, что Вы вправе оспорить в судебном порядке начисление платы за вывоз жидких бытовых отходов как за содержание общего имущества, исходя из общей площади занимаемого жилого помещения.
Необходимую юридическую помощь в данном вопросе Вам может оказать правовая служба Администрации Тальменского района (тел. 2 73 76).
Также в целях соблюдения принципа справедливого распределения фактически вывезенного объема жидких бытовых отходов собственниками помещений многоквартирного дома может быть принято решение общего собрания, устанавливающее порядок распределения оплаты за вывоз жидких бытовых отходов , исходя из количества проживающих граждан в жилом помещений пропорционально показаний счетчика потребления холодной воды. Решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома следует оформить в виде протокола и направить в жилищную инспекцию Алтайского края, а также в коммунальное предприятие.
2. Второй, часто задаваемый вопрос от населения – это выставление счетов по теплоснабжению собственникам квартир в многоквартирном доме имеющим автономное отопление.
Пытаясь сэкономить и обеспечить своей семье особый комфорт, некоторые собственники квартир в р.п.Тальменка озадачились переходом на индивидуальное отопление. Получили разрешительные документы, обрезали трубы и убрали радиаторы центрального отопления, а взамен смонтировали свою, частную тепловую сеть (автономное газовое отопление). Несколько лет они жили в полной уверенности, что все законно, однако в этом году в их почтовые ящики легли квитанции с сумасшедшими долгами. Оказалось, что по закону они обязаны оплачивать и центральное отопление дома. То, чем уже много лет не пользуются. .
Мы подробно разбирали сложившуюся ситуацию и выяснили, что начисления коммунальных предприятий района за центральное отопление не противорячат действующему законодательству. Дело в том, что согласно пункту 40 правил № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года) размер платы за коммунальную услугу отопления для потребителей с индивидуальным отоплением определяется в общеустановленном порядке.
На самом деле ничего нового, все как всегда. Постановление старое, вот только обратили на него внимание недавно. Во-первых, коммунальным предприятиям стали приходить предписания Государственной жилищной инспекции по устранению замечаний по начислению оплаты за центральное отопление, во-вторых- это судебные решения.
Напомним, что ранее закон позволял переоборудовать квартиру для установки индивидуальной системы отопления. В январе 2011 года были внесены поправки в федеральный закон «О теплоснабжении», установившие запрет на «переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии», если дом подключен к системам теплоснабжения. В Минстройтрансе разъяснили, что этот запрет был «установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения».
Сегодня в Тальменском районе более 400 квартир перешли на автономное газовое отопление, многие были оборудованы индивидуальными котлами до принятия постановления. В постановлении, на которое обратили внимание, правила оплаты коммунальных услуг не предусматривают раздельную оплату для квартир с индивидуальным отоплением и квартир, которые подключены к системе центрального теплоснабжения. Люди пытаются это оспорить в судах, но все бесполезно. Потребители из других регионов России пытались в Верховном суде РФ оспорить правила, установленные правительством, мотивируя в том числе тем, что возложение на них оплаты влечет повышенные расходы для семейного бюджета, однако Верховный суд отказал.
Поэтому ставим вас в известность о том, что в соответствии с пунктами 40, 42.1 и 43 постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 603 от 29 июня 2016 года, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 22588-ОД/04 от 15 октября 2014 года, Апелляционным определениям Верховного суда Российской Федерации и т.д. размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению и начислению в одинаковом установленном порядке во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме (включая индивидуальные котлы), в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения. На основании вышеизложенного, собственники квартир с индивидуальным отоплением обязаны оплачивать услугу отопления наравне с собственниками квартир с централизованным отоплением. Отказ от централизованного и переход на автономное теплоснабжение, возможен только для многоквартирного дома в целом, при наличии проекта реконструкции внутренних инженерных систем и внесении, с учетом пункта 15 статьи 14 федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ, соответствующих изменений в схему теплоснабжения. .
На основании вышеуказанных правовых актов Государственная жилищная инспекция Алтайского края неоднократно выносила коммунальным предприятиям предписания о начислении платы за вывоз жидких бытовых отходов, исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, а так же перерасчету за центральное отопление для квартир имеющим автономное отопление.
Вышеперечисленные проблемы являются общероссийскими и имеют место в каждом регионе страны. Решить данные вопросы возможно только при внесении изменений в Федеральное законодательство.
Администрация Тальменского района обратилась в Государственную Думу РФ и Правительство Алтайского края с просьбой рассмотреть вопрос о внесении поправок в действующее законодательство, а именно - переведении услуги по вывозу жидких бытовых отходов в категорию коммунальных услуг и рассмотрении возможности расчета затрат на общедомовые нужды в сфере теплоснабжения. Согласно полученных ответов данный вопрос находится на стадии рассмотрения.