КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                      

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

СВМФК 073

«Порядок проведения оценки

Доходного потенциала

Муниципального образования»

(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края от 28.09.2020 № 21)

Тальменка

2020 год


Содержание

1.   Общие положения….……………………………………………………...3

2. Порядок проведения оценки доходного потенциала ……………………4

Таблица 1…………………………………………………………..….……9

        Таблица 2………………………………………………………………….13


  1. 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Стандартом внешнего государственного финансового контроля «Порядок проведения оценки доходного потенциала муниципального образования»,утвержденным решением коллегии Счетной палаты Алтайского края от 05 ноября 2015 года №6-6/110, Положением о Контрольно-счетной палате Тальменского района, утвержденным решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 № 240, Регламентом Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края.

                        СВМФК определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счетной палатой Тальменского района Алтайского края (далее – КСП) контрольного мероприятия по оценке доходного потенциала муниципального образования Тальменского района Алтайского края и предназначен для использования должностными лицами Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края.

Под доходным потенциалом муниципального образования следует понимать оценку ожидаемого объема доходов – сумму налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования, определяемого с учетом уровня развития и структуры налоговой базы и эффективного использования муниципального имущества.

  1. 2.Цели контрольного мероприятия:

-       оценить потенциал экономического роста для увеличения доходов муниципального образования;

-       выявить резервы увеличения доходной базы местного бюджета, в том числе оценить налоговый потенциал муниципального образования и определить уровень эффективности управления и использования ресурсной базы (земли, объектов недвижимости, финансово хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий);

-       определить качество планирования и администрирования доходов муниципального образования.

  1. 3.Задачи контрольногомероприятия:

-       оценить соответствие местного бюджета принципам бюджетной системы Российской Федерации в сфере доходов;

-       установить степень полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;

-       определить полноту исполнения бюджета по объему и структуре доходов;

-       провести анализ доходного потенциала муниципального образования на предмет выявления резервов его увеличения.

  1. 4.Предмет контрольногомероприятия:

-       прогноз и основные показатели социально–экономического развития муниципального образования;

-       итоги социально–экономического развития муниципального образования в отчетном финансовом году.

-       нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, регламентирующие вопросы формирования доходов бюджета, владения, распоряжения, использования муниципальной собственности;

-       бюджетная, статистическая и налоговая отчетность;

-       отчет органа, организующего исполнение бюджета, об его исполнении за отчетный финансовый год, дополнительные материалы и документы, а также пояснения к ним.

  1. 5.Объекты контрольного мероприятия:

-       органы местного самоуправления муниципальных образований;

-       субъекты бюджетного планирования, включая орган, формирующий и исполняющий бюджет, главные администраторы доходов местного бюджета, иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие муниципальную собственность, либо управляющие ею, а также имеющие предоставленные законодательством или органами местного самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества.

2.Порядок проведения оценки доходного потенциала.

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

  1. 2.На подготовительном этапе осуществляется сбор необходимой информации из следующих источников: прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период; основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период; прогнозы поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования, предоставленные главными администраторами доходов бюджета муниципального образования в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами; нормативные правовые акты муниципального образования в сфере налогов и сборов, управления муниципальной собственностью; отчетность налоговыхорганов,органовфедеральногоказначействаистатистическаяотчетность; отчетность об исполнении бюджета муниципального района, анализируется нормативная правовая база, составляется программа контрольногомероприятия.

-             соблюдение законности при формировании и исполнении решения представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год (проверяется состав и нормативы зачисления доходов, установленные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год, их соответствие положениям бюджетного законодательства Российской Федерации, Алтайского края, муниципальным правовым актам представительных органов муниципальных образований, регулирующим бюджетные правоотношения, наличие и соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок составления и исполнения местного бюджета);

-       наличие нормативных правовых актов в сфере прогнозирования доходов (их фактическое применение для расчета доходов на очередной финансовый год);

-             наличие нормативных правовых актов, вступивших в силу в проверяемом периоде и приведших к изменениям доходной части бюджета.

  1. 3.На основном этапе анализируются статистические и отчетные данные, организация работы главных администраторов доходов по увеличению доходов местного бюджета, производится оценка резервов поступления налоговых и неналоговых доходов.
  2. 3.1.Оценка качества планирования доходов (проводится путем оценки изменений, вносимых решениями представительного органа местного самоуправления в решение о бюджете на очередной финансовый год в части увеличения (уменьшения) источников доходов местного бюджета - количество вносимых изменений, изменение суммовых показателей, их обоснованность (изменения законодательства, социально-экономической ситуации в регионе, муниципальном образовании ит.д.).

Следует провести объективный анализ первоначально утвержденных бюджетных назначений, уточненных бюджетных назначений с точки зрения качества бюджетного планирования, соблюдения принципа достоверности и реалистичности расчета доходов. В этой связи необходимо оценить все ли факторы, имеющие влияние на объем и динамику поступления доходов, учтены при формировании проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также обоснованность причин, вызвавших необходимость внесения изменений.

При проверке достоверности отчетных показателей необходимо осуществить:

-       сопоставление показателей, характеризующих годовые бюджетные назначения, в соответствии с годовой бюджетной отчетностью и показателей, утвержденных решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год. Выявление причин и анализ отклонений;

-                     сопоставление данных об объеме фактических поступлений, отраженных в отчетности, с данными Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю. Причины отклонений (при их наличии).

  1. 3.2.Анализ организации работы по взаимодействию финансовых органов муниципальных образований с главными администраторамидоходов:

-       наличие нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие (решения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании, о порядке составления проекта решения о бюджете, о мерах по реализации решения о бюджете, о порядке администрирования доходов);

-                     наличие расчетов прогнозируемых поступлений в разрезе администрируемых платежей (пояснительные записки с обоснованиями прогнозируемых поступлений, причины имеющихся расхождений прогнозируемых показателей);

-       доведение годовых бюджетных назначений и всех внесенных изменений до главных администраторов доходов;

-                     наличие     и       периодичность   представления    главными администраторами доходов информации об исполнении доведенных показателей.

  1. 3.3.Анализорганизации работы главных администраторов доходов (выборочно в соответствии с полномочиями КСП):

-       оценка качества планирования (проводится посредством анализа изменения бюджетных назначений в течение отчетного года относительно первоначально запланированных; наличие мотивированных обращений об увеличении (снижении) утвержденных назначений);

-       анализ результативности деятельности главного администратора доходов (проводится анализ отчета об исполнении бюджета главного администратора доходов, оценка уровня исполнения показателей по доходам, обоснование отклонений; анализ динамики фактических поступлений за 2-3 года; наличие и объем невыясненных поступлений, удельный вес невыясненных поступлений в общем объеме доходов);

-       оценка достоверности отдельных показателей отчетности (проверяется соответствие показателей, внутренняя согласованность соответствующих форм бюджетной отчетности, сопоставление показателей отчетности с данными Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, сопоставление показателей, характеризующих годовые бюджетные назначения по отчету и показателей, утвержденных решением о бюджете).

  1. 3.4.Анализ соблюдения принципа полноты отражения доходов, то есть наличие незапланированных источников доходов, причины отсутствия плановых назначений.
  2. 3.5.Оценка имеющихся резервов пополнения доходной части за счет налоговых и неналоговых доходов.
  3. 3.5.1.Анализ динамики налоговых доходов за 2-3 предшествующих года в разрезеналогов.

Вычисляется доля поступлений в общем объеме поступлений налоговых и неналоговых доходов, в том числе выявляются основные виды доходов, а также закономерности и факторы, влияющие на увеличение (снижение) объемов доходов, и производится оценка равномерности фактических поступлений в течение отчетного года, анализируется процент собираемости доходов в разрезе источников доходов. В случае если в проверяемый период включается период года, то следует выявить закономерность поступления доходного источника для расчета ожидаемого поступления посредством вычисления доли поступлений источника доходов за прошедший период текущего года к годовым плановым показателям и сравнивается с аналогичным периодом 2-3-х предшествующих лет (для неналоговых доходов, имеющих периодичность поступления, проводится аналогичный анализ).

Следует также проанализировать поступления от основных налогоплательщиков, оценить их влияние на поступление доходов в местный бюджет.

  1. 3.5.2.Оценка имеющихся резервов пополнения доходной части бюджета за счет неналоговых доходов, в т.ч. за счет эффективного использования муниципальнойсобственности.

Оценивается:

-       состояние реестра муниципальной собственности;

-       состояние реестров арендаторов объектов недвижимости и земельных участков;

-       полнота использования объектов недвижимости и земельных участков;

-       соблюдение порядка сдачи имущества в аренду (в том числе проведение конкурсов на право аренды собственности, оперативного учета арендной платы, порядка погашения задолженности по аренде, предоставление льгот по арендной плате и т.п.);

-       правомерность и правильность заключения договоров с организациями и физическими лицами в части использования муниципальной собственности (в том числе, обоснованность расчетов, сроков платежей и т.п.);

-       правильность осуществления бюджетного учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, проведения инвентаризации, обеспечения сохранности;

-       соблюдение требования государственной регистрации имущества муниципального образования и установления права собственности, приема в казну бесхозяйного имущества;

-       наличие и полнота реализации программ и планов приватизации муниципального имущества;

-       соответствие законодательству процесса приватизации имущества;

-       эффективность распоряжения имуществом при участии муниципального образования в уставных капиталах юридических лиц;

-       организация учета платежей от использования и распоряжения имуществом.

-       ставки арендных и иных платежей (в т.ч. давность внесения изменений в нормативные правовые акты).

  1. 3.5.3.Анализ состояния и динамики задолженности по платежам в местные бюджеты (в том числе сравнение с показателями на начало отчетногогода).
  2. 3.5.4.Анализ организации работы по взаимодействию органов местного самоуправления с главными администраторами доходов по сокращению задолженности.

-       проверка наличия нормативных правовых актов (комплексных планов, порядков и т.д.), мер, принимаемых по их реализации, и направленных на мобилизацию налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;

-       организация работы (количество заседаний, результаты работы) межведомственных комиссий по проблемам оплаты труда, по мобилизации налоговых и неналоговых доходов.

  1. 3.5.5.Унифицированный порядок анализа доходного потенциала по налоговым и неналоговым доходам, алгоритм расчета, а также факторы, влияющие на увеличение доходов, представлены в таблицах № 1 и № 2 к настоящемустандарту.
  2. 4.На заключительном этапе составляется акт (либо справка для дальнейшего включения в сводный акт) проведенного контрольного мероприятия с выводами о наличии (отсутствии) резервов доходного потенциала с указаниемсумм.


Приложение № 1

                                                                                                                                                                                               к СВМФК 073

Вид дохода

Основание

Информационная база

Основные факторы (показатели) для оценки

резервов

Действия

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

глава 23 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5-

НДФЛ, прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные

Начисление и поступление налога, налогооблагаемая база, средняя заработная плата, фонд оплаты труда, доходы, облагаемые в

соответствии со статьями 227, 227.1, 228 НК РФ

  1. проанализировать изменение доли налога за прошедший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения с аналогичным периодом прошлого года к годовойсумме;
  2. сравнить темпы роста налога, налогооблагаемой базы и фонда оплаты труда.
  3. проверить включение в расчеты поступление НДФЛ по статьям 227,227.1, 228 НКРФ
  4. проанализировать результаты контрольной работы налоговыхорганов;
  5. проанализировать динамику недоимкипо налогу.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

глава 26.3 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5-

ЕНВД, прогноз социально- экономического развития, налоговый

паспорт, иные статистические данные, нормативные правовые акты муниципальных образований

Начисление и поступление налога, налогооблагаемая база, количество налогоплательщиков, оборот розничной торговли, оборот платных услуг, оборот общественного питания, изменение коэффициента К2

  1. проанализировать изменение доли налога за прошедший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения с аналогичным периодом прошлого года к годовойсумме;
  2. сопоставить коэффициентсобираемости (отношение начисленной суммы к поступившей) с предыдущими годами (периодами);
  3. сравнить темпы роста налога, оборота розничной торговли, платных услуг, общественногопитания;
  4. проанализировать демографию налогоплательщиков;
  5. проанализировать результаты контрольной работы налоговыхорганов;
  6. проверить в расчетах правильность применения коэффициентадефлятора;
  7. проанализировать динамику недоимкипо налогу.


Налог, взимаемый в связи применением упрощенной системы налогообложения (УСНО)

глава 26.2 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5- УСН прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные

Начисление и поступление налога в разрезе применяемых видов налогообложения, налогооблагаемая база, количество налогоплательщиков, оборот розничной торговли, оборот платных услуг, оборот общественного питания

1) проанализировать изменение доли налога за истекший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения за аналогичный период прошлых лет к фактическому объему поступления за прошлые годы;

2) сопоставить коэффициент собираемости (отношение начисленной суммы к поступившей) с предыдущими годами(периодами);

3) сравнить темпы роста налога, оборота розничной торговли, платных услуг, общественного питания;

4) проанализировать демографию налогоплательщиков;

5) проанализировать результаты контрольной работы налоговых органов;

6) проверить в расчетах правильность применения коэффициента дефлятора;

7) проанализировать динамику недоимки

Налог, взимаемый в связи с применением

глава 26.5 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5- УСН, 1-ПАТЕНТ, налоговый паспорт, иные стат. данные

Начисление и   поступление налога, количество плательщиков, количество выданных патентов

1) сравнить темпы роста поступления налога;

2) проанализировать демографию налогоплательщиков.

патентной

       

системы налогообложения

       

(ПСН)

       
         
         

Единый

глава 26.1 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5-

Начисление и

1) проанализировать изменение доли налога

сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

 

ЕСХН, прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные

поступление налога, налогооблагаемая база, количество налогоплательщиков, показатели развития сельского хозяйства

за истекший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения за аналогичный период прошлых лет к фактическому объему поступления за прошлые годы;

  1. 2) сопоставить коэффициентсобираемости(отношение начисленной суммы к поступившей) с предыдущими годами (периодами);


  1. сравнить темпы роста налога, проанализировать демографию налогоплательщиков, проанализировать показатели развития сельскогохозяйства;
  2. проанализировать результаты контрольной работы налоговыхорганов;
  3. проанализировать динамику недоимкипо налогу

Земельный налог

глава 31 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5-

МН, сведения Росреестра, налоговый паспорт, иные статистические данные, нормативные правовые акты муниципальных образований

Начисление и поступление налога, налогооблагаемая база, ставки налога, льготы

  1. проанализировать изменение доли налога за истекший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения за аналогичный период прошлых летк

фактическому объему поступления за прошлые годы;

  1. сопоставить коэффициентсобираемости (отношение начисленной суммы к поступившей) с предыдущими годами (периодами);
    1. сравнить темпы ростаналога;
    2. проанализировать демографию налогоплательщиков;
    3. проанализировать результаты контрольной работы налоговыхорганов;
    4. проанализировать динамику недоимкипо налогу;
    5. проанализировать изменение ставок налога, предоставляемыхльгот.

Налог на имущество физических лиц

глава 32 НК РФ

1-НМ, 2-НК, 5-

МН, сведения Росреестра,

Начисление и поступление налога,

1) проанализировать изменение доли налога за истекший период к годовой

прогнозируемой сумме, в случае сравнения


налоговый паспорт, иные статистические данные, нормативные правовые акты муниципальных образований

налогооблагаемая база, ставки налога, льготы

за аналогичный период прошлых лет к фактическому объему поступления за прошлые годы;

  1. сопоставить коэффициентсобираемости (отношение начисленной суммы к поступившей) с предыдущими годами (периодами);
    1. сравнить темпы ростаналога;
    2. проанализировать демографию налогоплательщиков;
    3. проанализировать результаты контрольной работы налоговыхорганов;
    4. проанализировать динамику недоимкипо налогу;
    5. проанализировать изменениеставок налога, предоставляемыхльгот.


Приложение № 2

                                                                                                                                                                                               к СВМФК 073

Вид дохода

Основание

Информационная база

Основные факторы (показатели) для оценки

резервов

Действия

1.

Основные направления проверки по неналоговым доходам:

  1. проверить правильность осуществления бюджетного учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, проведения его инвентаризации, обеспечениясохранности;
  2. проверитьсоблюдениетребованийгосударственнойрегистрацииимуществамуниципальногообразованияиустановленияправа собственности, приёма в казну бесхозяйногоимущества;
    1. проверить рациональность расходов на содержаниеимущества;
    2. полноту и достоверность бюджетной отчетности, в том числе точности и полноты учета доходов от распоряжения ииспользования имущества муниципальногообразования;

2.

Доходы                       от

поступления         арендной платы за землю

Статья 65 ЗК РФ

Постановления и распоряжения

представительного и исполнительного органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Реестры арендаторов земельных участков

Начисление и поступление дохода, объем начислений

доходов согласно договорам, ставки арендной платы и корректирующие

коэффициенты к ней, предоставленные льготы по уплате арендной платы, данные о

задолженности за предыдущие периоды

  1. проверить соблюдение порядка сдачи земли в аренду (в том числе проведения конкурсов на право аренды, оперативного учета арендной платы, порядка погашения недоимки за аренду, предоставленияльгот по арендной плате ит.п.)
  2. проверить правомерность и правильность заключения договоров с юридическими и физическими лицами в части использования земли (в том числе, обоснованность расчетов, сроков платежей и т.п.)

Соблюдение порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров аренды

земельных участков

3.

Доходы от продажи земельных участков

Статья 37 ЗК РФ

Постановления и распоряжения

представительного и исполнительного органов местного самоуправления

Начисление и поступление дохода, объем начислений

доходов согласно

договорам, данные о задолженности за предыдущие периоды

1)проверить соблюдение требований, установленных представительным и исполнительным органами местного самоуправления к процедурам проведения продажи земли

Соблюдение порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов)

по продаже земельных участков или права

на заключение договоров аренды таких земельных участков

2)проверить полноту и достоверность

бюджетной отчетности в части точности и полноты учета доходов от продажи земли 3)проверить наличие задержек в перечислении средств от продажи имущества в муниципальный бюджет без решения представительного органа о рассрочке платежей


4.

Доходы от поступления арендной платы за имущество

Статья 42 БК РФ

Реестры арендаторов объектов

недвижимости

Договоры, заключенные муниципальным образованием с юридическими и

физическими лицами на аренду имущества

Начисление и поступление дохода, объем начислений

доходов согласно договорам, ставки арендной платы и корректирующие

коэффициенты к ней, предоставленные льготы по уплате арендной платы, данные о

задолженности за предыдущие периоды

  1. проверить соблюдение порядка сдачи имущества в аренду (в том числе проведения конкурсов на право аренды собственности, оперативного учета арендной платы, порядкапогашения

недоимки за аренду, предоставления льгот по арендной плате и т.п.)

  1. проверить правомерность и правильность заключения договоров с юридическими и физическими лицами в части управления муниципальной собственностью (в том числе, обоснованность расчетов, сроковплатежей и т.п.)

5.

Доходы от продажи муниципального имущества

Статья 42 БК РФ

Программы и планы приватизации муниципального имущества;

реестр муниципальной собственности

Договоры, заключенные муниципальным

образованием с

Начисление и поступление дохода, объем начислений

доходов согласно

договорам, данные о задолженности за предыдущие периоды

Проверить:

  1. нормативную правовую базу в части наличия программ (планов) приватизации муниципальногоимущества;
  2. наличие рыночной оценки муниципальногоимущества;
  3. наличие и соответствие законодательству договоров купли- продажи муниципальногоимущества (предмет договора, цена, отсрочки, рассрочки, проценты ит.д.);


организациями и

физическими лицами на продажу собственности (приватизация)

  1. своевременность оплаты подоговорам купли-продажи муниципального имущества;
  2. организацию работы органовместного самоуправления попогашению

задолженности по договорам купли- продажи муниципального имущества; Оценить резервы поступления за счет доходов от продажи муниципального

имущества

6.

Доходы от уплаты в

бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий

Статья 42 БК РФ

Постановления и распоряжения

представительного и исполнительного органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Начисление и поступление дохода, объем начислений

доходов согласно постановлениям и распоряжениям представительного и исполнительного органов местного

самоуправления, данные о задолженности за

предыдущие периоды. Отчетность муниципальных

предприятий

Оценить:

  1. соответствие данных отчета об исполнении бюджета муниципального образования сведениям кассовогоплана;
  2. резервы поступления доходов отуплаты в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий.
Joomla templates by a4joomla