УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Основ государственной политики Российской
Федерации в области гражданской обороны
на период до 2030 года
В целях обеспечения реализации государственной политики
Российской Федерации в области гражданской обороны
п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики
Российской Федерации в области гражданской обороны на период до
2030 года.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию
Основ государственной политики Российской Федерации в области
гражданской обороны на период до 2030 года.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
20 декабря 2016 года
№ 696
____________________
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 20 декабря 2016 г. № 696
ОСНОВЫ
государственной политики Российской Федерации в области
гражданской обороны на период до 2030 года
I. Общие положения
1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и
приоритетные направления государственной политики Российской
Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а
также механизмы ее реализации.
2. Государственная политика Российской Федерации в области
гражданской обороны (далее - государственная политика в области
гражданской обороны) является совокупностью скоординированных и
объединенных единым замыслом политических, военных,
социально-экономических, правовых, информационных и специальных
мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и организациями в области защиты
населения, материальных и культурных ценностей на территории
Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных
конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при
крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера (далее - опасности, возникающие при военных конфликтах и
чрезвычайных ситуациях).
3. Настоящие Основы являются документом стратегического
планирования Российской Федерации.
4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют
Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина
Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в
сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а
также нормативные правовые акты Российской Федерации в области
гражданской обороны.
II. Оценка состояния гражданской обороны, основные проблемы и
тенденции ее развития
5. Поддержание состояния гражданской обороны на требуемом
уровне необходимо для эффективной защиты населения, материальных и
культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных
конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
6. Основными факторами, влияющими на состояние гражданской
обороны, являются:
а) нарастание рисков возникновения крупномасштабных
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том
числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением
технического состояния объектов производственной и транспортной
инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;
б) увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе
размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций
и объема работ по защите населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и
чрезвычайных ситуациях;
в) угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их
эскалации;
г) сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе
вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных
заболеваний человека и животных;
д) растущая угроза проявлений экстремизма.
7. В целях повышения уровня защищенности населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, проводятся следующие
мероприятия:
а) приведение в соответствие с современными требованиями
нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области
гражданской обороны;
б) обучение населения в области гражданской обороны в рамках
единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
в) совершенствование системы управления гражданской обороной,
систем оповещения и информирования населения об опасностях,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) планирование мероприятий по эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также
мероприятий по инженерной, радиационной, химической, биологической
и медицинской защите населения;
д) разработка и внедрение современных средств и технологий
защиты населения, материальных и культурных ценностей от
опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
ситуациях;
е) приведение в соответствие с задачами в области гражданской
обороны, решаемыми в мирное время и при возникновении военных
конфликтов, структуры, состава и численности органов управления
гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, а также
уровня готовности указанных сил и средств к использованию по
предназначению;
ж) создание группировок сил гражданской обороны для проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ на федеральном
уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях;
з) повышение эффективности реагирования органов управления
гражданской обороной и сил гражданской обороны на крупномасштабные
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
и) совершенствование системы обеспечения выполнения
мероприятий по гражданской обороне.
8. Основными тенденциями развития гражданской обороны, которые
определяются военно-политическими, военно-техническими и
социально-экономическими факторами, являются:
а) повышение оперативности реагирования сил гражданской
обороны на крупномасштабные чрезвычайные ситуации;
б) дифференцированный подход к защите населения, материальных
и культурных ценностей на определенных территориях Российской
Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и
чрезвычайных ситуациях, который позволит оптимизировать финансовые
и материальные ресурсы и обеспечит необходимый уровень защищенности
населения, материальных и культурных ценностей;
в) повышение роли гражданской обороны в системе обеспечения
национальной безопасности;
г) формирование новых подходов к организации и ведению
гражданской обороны на основе внедрения передовых технологий защиты
населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
III. Цель, задачи, приоритетные направления государственной
политики в области гражданской обороны и мероприятия по ее
реализации
9. Целью государственной политики в области гражданской
обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности
населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
10. Задачами государственной политики в области гражданской
обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований
нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области
гражданской обороны в части, касающейся защиты населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования
населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и
чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке
локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области
гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств
гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности
к использованию по предназначению, оснащение их современным
вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы
обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом
экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и
культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных
конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение
эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием
технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера
современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению
гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень
защищенности населения, материальных и культурных ценностей от
опасностей, характерных для определенных территорий Российской
Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
11. Приоритетными направлениями государственной политики в
области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой,
нормативно-технической и методической базы в области гражданской
обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты
Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы
стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной,
систем оповещения и информирования населения об опасностях,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их
организации и подготовки к использованию по предназначению, а также
путем повышения уровня их оснащенности современной специальной
техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области
гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области
гражданской обороны.
12. Мероприятиями по реализации государственной политики в
области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой,
нормативно-технической и методической базы в области гражданской
обороны, в том числе:
принятие нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность в области гражданской обороны с учетом современных
подходов, и их своевременная актуализация;
формирование правовых и методических основ функционирования
системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с
учетом социально-экономических и географических особенностей
регионов;
внедрение принципа приоритетности профилактических мероприятий
в надзорной деятельности в области гражданской обороны;
завершение формирования единой системы требований (правил),
предъявляемых к проведению мероприятий по гражданской обороне;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной,
систем оповещения и информирования населения об опасностях,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, в том
числе:
обеспечение эффективного взаимодействия системы управления
гражданской обороной с единой системой государственного управления
в стране;
развитие Национального центра управления в кризисных ситуациях
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны, и подготовка
специалистов по управлению рисками;
интеграция ведомственных систем управления и информационных
ресурсов, обеспечивающих решение задач в области гражданской
обороны;
развитие центров управления в кризисных ситуациях на
региональном уровне с возложением на них задач по обеспечению
координации деятельности органов управления гражданской обороной,
управления силами и средствами гражданской обороны;
развитие пунктов управления гражданской обороны, включая
подвижные (мобильные), повышение уровня их технической
оснащенности, в том числе оснащение их средствами автоматизации;
совершенствование информационной поддержки принятия решений в
области гражданской обороны с использованием ресурсов центров
управления в кризисных ситуациях федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны;
развитие систем оповещения и информирования населения об
опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
ситуациях;
комплексное использование возможностей единой сети
электросвязи Российской Федерации, а также других технических
средств передачи информации для доведения сигналов оповещения и
экстренной информации об опасностях, возникающих при военных
конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
повышение эффективности оповещения населения об опасностях,
возникающих при военных конфликтах, а также при угрозе
возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
в) совершенствование защиты населения, материальных и
культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных
конфликтах и чрезвычайных ситуациях, в том числе:
развитие методов, средств и способов проведения мероприятий по
гражданской обороне, направленных на повышение защищенности
населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и
чрезвычайных ситуациях;
формирование единых технических требований к продукции,
предназначенной для нужд гражданской обороны;
совершенствование норм и правил инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и
эксплуатации объектов капитального строительства и контроля за их
выполнением;
совершенствование градостроительных норм с учетом
необходимости комплексного использования заглубленных помещений и
других сооружений подземного пространства в целях обеспечения
инженерной защиты населения;
совершенствование средств индивидуальной и коллективной
защиты;
оптимизация фонда защитных сооружений гражданской обороны с
учетом современных норм и правил инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны;
совершенствование учета защитных сооружений гражданской
обороны и контроля за их состоянием и содержанием;
развитие и внедрение новых многовариантных подходов к
организации эвакуации, рассредоточения и отселения населения из зон
возможных опасностей и размещения его в безопасных районах;
создание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств в соответствии с географическими и природно-климатическими
особенностями регионов, уровнем их социально-экономического
развития и возможными опасностями, которые могут возникнуть при
военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
разработка средств индивидуальной защиты нового поколения для
населения, современных средств радиационной, химической и
биологической защиты населения, разведки и контроля для нужд
гражданской обороны, накопление их запасов;
планирование мероприятий, направленных на восстановление и
поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах
или вследствие этих конфликтов, при крупномасштабных чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера, обеспечение
безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил
гражданской обороны в зоны чрезвычайных ситуаций и очаги поражения,
а также координация проведения таких мероприятий;
совершенствование мер, направленных на первоочередное
жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах
или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
проведение научных исследований в области разработки и
внедрения новых методов и технологий защиты населения, материальных
и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных
конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны, в том числе:
обеспечение готовности спасательных воинских формирований
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны, и их взаимодействия с
Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками,
воинскими формированиями и органами при подготовке и проведении
мероприятий по гражданской обороне;
формирование в мирное время высокомобильной группировки сил
гражданской обороны, способной эффективно выполнять сложные задачи
при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера;
наращивание группировки сил гражданской обороны путем создания
на военное время в целях решения задач в области гражданской
обороны специальных формирований;
обеспечение органов управления гражданской обороной и сил
гражданской обороны современной отечественной техникой и
экипировкой, авиационно-спасательными технологиями и медицинским
оборудованием;
планирование и проведение мероприятий по наращиванию
группировки сил гражданской обороны при возникновении военных
конфликтов и крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
внедрение новых технологий спасания и автоматизированных
информационно-управляющих систем в деятельность органов управления
гражданской обороной и сил гражданской обороны;
совершенствование подготовки кадров в области гражданской
обороны, включая разработку профессиональных стандартов,
федеральных государственных образовательных стандартов высшего
образования и среднего профессионального образования;
повышение эффективности комплексных, командно-штабных,
тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых
тренировок по гражданской обороне, проводимых с участием органов
управления гражданской обороной и сил гражданской обороны;
планирование и проведение на регулярной основе тренировок по
гражданской обороне;
д) повышение качества подготовки населения в области
гражданской обороны, в том числе:
разработка и внедрение новых форм, программ и методов
подготовки в области гражданской обороны с использованием
современных технических средств обучения, информационных технологий
и тренажеров;
повышение эффективности использования средств массовой
информации и современных информационных технологий в целях
подготовки населения в области гражданской обороны;
организация и проведение обязательной подготовки
соответствующих групп населения в образовательных организациях,
учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны и в
учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне;
реализация комплекса мер, направленных на дооснащение и
развитие существующей учебно-материальной базы учебно-методических
центров, курсов гражданской обороны и учебно-консультационных
пунктов по гражданской обороне;
е) развитие международного сотрудничества в области
гражданской обороны, в том числе:
расширение международного сотрудничества по вопросам
гражданской обороны и обеспечение продвижения за рубежом российских
пожарно-спасательных технологий и подходов к антикризисному
управлению;
изучение передовых технологий иностранных государств и
международных организаций в области гражданской обороны и
применение их в Российской Федерации;
участие органов управления гражданской обороной и сил
гражданской обороны в мероприятиях, проводимых Международной
организацией гражданской обороны, оказание содействия в обучении и
подготовке иностранных специалистов в области гражданской обороны;
участие органов управления гражданской обороной и сил
гражданской обороны в международных акциях по защите и спасанию
населения в зонах бедствий и оказанию гуманитарной помощи;
совершенствование международной договорно-правовой базы в
области гражданской обороны и чрезвычайного гуманитарного
реагирования;
реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска
бедствий на 2015 - 2030 годы, принятой на Третьей Всемирной
конференции ООН по снижению риска бедствий.
13. Реализация государственной политики в области гражданской
обороны позволит:
а) сформировать отвечающую современным требованиям
нормативно-правовую, нормативно-техническую и методическую базу в
области гражданской обороны;
б) сформировать единую систему требований к мероприятиям по
гражданской обороне и правил их проведения;
в) оптимизировать с учетом современных угроз систему
мероприятий по защите населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и
чрезвычайных ситуациях;
г) сформировать новые подходы к организации и ведению
гражданской обороны на основе передовых технологий защиты
населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечить дифференцированный подход к защите населения,
материальных и культурных ценностей на определенных территориях
Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных
конфликтах и чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий необходимый
уровень защищенности.
IV. Механизмы реализации государственной политики в области
гражданской обороны
14. Механизмами реализации государственной политики в области
гражданской обороны являются:
а) нормативно-правовое, нормативно-техническое и методическое
регулирование в области гражданской обороны;
б) программные, плановые и методические документы,
направленные на достижение цели и реализацию задач государственной
политики в области гражданской обороны;
в) планирование и проведение мероприятий по гражданской
обороне в комплексе с мероприятиями, проводимыми федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями по переводу этих органов и организаций на работу в
условиях военного времени;
г) использование правовых, экономических и иных мер защиты
населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
д) разграничение полномочий между федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями при проведении мероприятий по гражданской обороне;
е) мониторинг и оценка состояния гражданской обороны;
ж) организация и проведение научных исследований в области
гражданской обороны.
15. Способом оперативного реагирования на угрозы национальной
безопасности в области гражданской обороны в целях преодоления
кризисных ситуаций является введение в действие планов гражданской
обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) на всей
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в
полном объеме или частично.
V. Показатели состояния гражданской обороны и оценка
эффективности реализации государственной политики
в области гражданской обороны
16. Показатели состояния гражданской обороны отражаются в
Плане гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
17. Показателями состояния гражданской обороны являются:
а) показатели, включенные в перечень показателей состояния
национальной безопасности Российской Федерации;
б) показатели, включаемые в доклад о состоянии гражданской
обороны в Российской Федерации.
18. Эффективность реализации государственной политики в
области гражданской обороны оценивается с учетом достижения
требуемых показателей состояния национальной безопасности
Российской Федерации, а также с учетом решения задач
государственной политики в области гражданской обороны.
VI. Функции и порядок взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций при реализации государственной политики
в области гражданской обороны
19. Государственная политика в области гражданской обороны
реализуется посредством скоординированной и целенаправленной
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций, основанной на
законодательстве Российской Федерации, общепризнанных принципах и
нормах международного права и международных договорах Российской
Федерации.
20. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение
единой государственной политики в области гражданской обороны,
руководит организацией и ведением гражданской обороны в
соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
21. Обеспечение координации деятельности органов управления
гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской
обороны, организации информационного взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций при решении задач в области гражданской обороны, а
также при осуществлении мер информационной поддержки принятия
решений в области гражданской обороны осуществляют органы
повседневного управления, находящиеся в ведении федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области
гражданской обороны.
22. Руководители федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций планируют и
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в пределах
своих полномочий.
23. В федеральных органах исполнительной власти мероприятия по
защите военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания,
федеральных государственных гражданских служащих и работников, а
также материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях,
планируются, организуются и проводятся с учетом специфики
деятельности этих органов.
24. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно
представляют в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны,
сведения о достижении показателей эффективности реализации
государственной политики в области гражданской обороны в составе
доклада о состоянии гражданской обороны.
25. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
решение задач в области гражданской обороны, ежегодно представляет
в Правительство Российской Федерации сведения о достижении
показателей эффективности реализации государственной политики в
области гражданской обороны в составе доклада о состоянии
гражданской обороны в Российской Федерации.
26. Результаты оценки состояния гражданской обороны в
Российской Федерации отражаются в ежегодном докладе Секретаря
Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской
Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее
укреплению.
VII. Ресурсное обеспечение мероприятий
по реализации государственной политики
в области гражданской обороны
27. Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по
реализации государственной политики в области гражданской обороны
являются:
а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации,
местные бюджеты и средства организаций;
б) создаваемые в целях гражданской обороны федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств.
28. Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий
по реализации государственной политики в области гражданской
обороны являются:
а) формирование и исполнение расходных обязательств Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, предусматривающих ресурсное обеспечение мероприятий по
гражданской обороне, в том числе:
формирование и выполнение государственного оборонного заказа;
разработка государственных, региональных, муниципальных и
ведомственных программ, предусматривающих финансовое обеспечение
мероприятий по гражданской обороне;
б) формирование перечней организаций, обеспечивающих
выполнение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах
исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления;
в) создание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств.
29. Настоящие Основы могут уточняться в связи с изменением
социально-экономической ситуации, а также характера угроз, которые
могут возникнуть на территории Российской Федерации в мирное и
военное время.
____________