Одним из векторов развития сферы предоставления государственных
и муниципальных услуг является создание для их потребителей максимально комфортных условий получения таких услуг, в том числе путем исключения
или ограничения участия граждан в процессе подготовки документов, сокращения сроков их оказания, минимизации потоков заявителей  в различных ведомствах.
В этой связи, в настоящее время законодательство в данной сфере претерпевает изменения, направленные, в частности, на расширение круга полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяя  им самостоятельно взаимодействовать с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, освобождая таким образом граждан
от «хождения по инстанциям».

Принятие Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"[1], вступившего в силу 24.06.2014, является одной из последовательных мер, направленных на дальнейшее расширение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере государственной регистрации прав.

В соответствии с внесенными Федеральным законом № 171-ФЗ в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок  с ним»[2] изменениями,  орган государственной власти или орган местного самоуправления наделены полномочиями на обращение
с  заявлением о государственной регистрации прав граждан в случаях, когда такие права возникают на основании соглашения или договора с органом государственной власти  или органом местного самоуправления (например, договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан).

Следует отметить, что исполнительные органы  государственной власти
и органы местного самоуправления и ранее обладали полномочиями на обращение
в Управление Росреестра по Алтайскому краю[3] от имени граждан с заявлениями
о государственной регистрации их прав. Такие полномочия были делегированы
им Федеральным законом от 28.02.2012 N 8-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и распространялись только на случаи государственной регистрации прав граждан в упрощенном порядке, а также получения свидетельств о государственной регистрации прав и (или) иных документов и передачи
их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

С  принятием же Закона № 171-ФЗ у граждан появилась возможность при обращении  в орган местного самоуправления в целях заключения договоров или иных соглашений одновременно ходатайствовать о представлении органом местного самоуправления в регистрирующий орган необходимых документов для проведения регистрации прав на приобретаемые объекты.

Делегирование указанных полномочий органам местного самоуправления позволяет гражданам не затрачивать свое время на самостоятельное обращение
в регистрирующий орган, а единожды предоставить в орган местного самоуправления одновременно с документами для заключения договора или иного соглашения документы, необходимые для государственной регистрации своих прав на его основании, которые отсутствуют в распоряжении органа местного самоуправления (например, нотариально удостоверенное согласие супруга
на заключение сделки, документ об оплате государственной пошлины
за совершение регистрационных действий и т.п.), что в полной мере способствует реализации принципа «одного окна» при оказании государственных (муниципальных) услуг.

Начальник Тальменского отдела

Управления Росреестра по Алтайскому краю                                      И.С. Хохлова


[1] Далее - Закон № 171-ФЗ

[2] Далее – Закон о регистрации

[3] Далее – Управление

Joomla templates by a4joomla