Под термином интернет-мошенник в УК Российской Федерации понимают лицо, совершившее преступление в экономической сфере, направленное против чужой собственности. Правонарушитель похищает или присваивает не принадлежащее ему имущество и право на собственность, злоупотребляя доверием или обманывая (сознательно искажая истину или умалчивая о ней).

При финансовом мошенничестве в интернете совершают противоправное обогащение в сфере обращения денег обманным путем и манипуляциями.

Предпосылки к появлению интернет-мошенничества

Общими предпосылками к появлению кибермошенничества служат такие факторы:

  • Растет количество финансовых операций и сделок, осуществляемых опосредованным контактом (интернет-торговли) и при этом отстают технологии безопасности работы финансовых систем.
  • Повышается доступность и конфиденциальность персональной информации.
  • Снижается возраст пользователей, участвующих в финансовых сделках.
  • Процесс глобализации и технологизации стирает границы для перемещения денег, товаров и услуг, что способствует развитию международных финансовых преступлений.
  • Увеличивается разнообразие форм денег.
  • Финансовые аферисты получают сверхвысокие доходы при относительно нестрогой ответственности.

При этом преступники используют методы манипуляции интересами и алгоритмы социальной инженерии для воздействия на сознание:

  • Клиенту обещают решение всех финансовых проблем в короткие сроки.
  • Жертву соблазняют высоким гарантированным доходом, несоразмерным объемам инвестиций или затратам труда, предложениями эксклюзивного характера, подводят к необходимости мгновенно принять сложное финансовое решение.
  • Пользователь проявляет неадекватное по уровню доверие к контрагентам сделки, основанное на некритичном отношении к ситуации.

При этом риски повышает финансовая неграмотность, при которой:

  • нарушают регламент использования финансовых инструментов;
  • не изучают детали сделки и условия подписываемого договора.
  • невнимательно осуществляют транзакции в банкоматах или программных сервисах.

Все технологии работают на стереотипности мышления и интересах жадности.

Ответственность, заданный вид преступлений предусмотрено статьей 159.6 УК РФ Мошенничество в сфере компьютерной информации

Статья 159.6 УК РФ и комментарии к ней содержит положения относительно понятия мошеннических действий в сфере компьютерной информации. Этот вид отличает способ махинаций – путем любого вмешательства как в информационно-телекоммуникационные сети, так и отдельные компьютерные средства, хранящие, обрабатывающие или передающие данные. Это может быть ввод или удаление сведений, их модификация, блокирование и прочие виды вмешательства.

При этом в кругу специалистов в области уголовного права ведутся споры, поскольку классическое мошенничество предполагает обман и злоупотребление доверием в непосредственном контакте лиц, в то время как хищение в компьютерной сфере предполагает доступ к носителям и опосредовано программным обеспечением.

Особенности преступления

Обман пользователей в сети по своим характеристикам во многом имеет сходство с традиционным мошенничеством. Выделяют следующие особенности онлайн-надувательства:

  • распространение на международном уровне;
  • зачастую такое мошенничество является латентным (не наказуемым);
  • использование подставных физических и юридических лиц;
  • схема преступления в интернете отличается сложностью и большим количеством проделанных операций.

Традиционно преступники в сети стараются заполучить данные о чужих платежных картах, а также информацию для входа в личные кабинеты и аккаунты платежных систем. Согласно статистике, под надувательство интернет-мошенников попадают более четверти пользователей электронных кошельков и платежных счетов.

Что делать потерпевшему

Если Вы стали жертвой мошенников, не стоит отчаиваться, а настроиться на грамотные действия по привлечению преступников к ответственности.

Бытует представление о том, что выявить аферистов в сети нереально. Это делает потребителя беспомощным перед лицом преступников и оставляет наедине с проблемой.

В свете этого необходима осведомленность и следование алгоритму действий.

Когда обман связан с интернет-магазином, пострадавший в первую очередь должен обратиться с жалобой к продавцу по любым действующим контактным данным (юрадрес, емэйл, телефон и пр.) В письме следует описать характер противоправных действий и предъявить требование заменить товар или вернуть оплаченную за него сумму. При игнорировании обращения со стороны продавца необходимо обращаться в органы правопорядка.

Незамедлительное обращение в полицию или прокуратуру с жалобой. Для этого составляют заявление. Посещение территориального отделения госслужбы по защите прав потребителей.

Блокирование кошельков обманщиков. С этой целью обратиться в банк или администрацию электронной платежной системе — попросить о возвращении «ошибочно» ушедших денег или блокирования операций мошенника (можно разговаривать с позиции возможных обвинений в халатности);

Обращение к провайдеру о блокировании ресурса преступников. Апеллировать следует к обязанности оператора осуществлять отслеживание использования интернета в соответствии с требованиями закона.

Заместитель прокурора

Тальменского района

советник юстиции                                                                                                        Е.С. Алишутина

Joomla templates by a4joomla